Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Водный трамвай до Финбана довезет (фото)

Водный трамвай до Финбана довезет (фото)

1 392
www.uvtspb.ru

Речной транспорт объявлен единственной альтернативой наземному общественному транспорту в нашем городе. Отныне петербуржцы смогут ездить из дома на работу и обратно на речном трамвайчике. Участники рынка водных перевозок относятся к начинаниям чиновников, мягко говоря, настороженно.

Программа развития речного водного транспорта разработана комитетом по транспортно-транзитной политике при участии регионального совета Российского союза туриндустрии (РСТ). 12-го февраля её торжественно представили участникам рынка водных перевозок и журналистам. Авторы разработки планируют создать в Петербурге 16 регулярных маршрутов водного транспортного сообщения.

«Сейчас 3 миллиона наших горожан пользуется метро, это предел — все, кто часто ездит в центр, прекрасно знают, насколько перегружены эскалаторы и входы в часы пик, - объяснил необходимость создания речного транспорта председатель петербургского отделения РСТ Серей Корнеев. - Пешеходная доступность многих территорий такова, что существующие станции не покрывают и 30% из них. Новых, в ближайшее время, не появится. Принципиально изменить положение дел с наземным или частным автомобильным транспортом тоже невозможно — количество мостов, из-за которых и возникают пробки, не увеличится. Единственной настоящей альтернативой существующим вариантам, может стать только водная».

В 2010 году в городе будут действовать только четыре маршрута — один из них, паромная переправа между Кронштадтом и Ломоносовым (Пригородная линия), существует с 1968 года, другой, соединяющий Арсенальную набережную и Кронштадт (Кронштадтская линия), создан два года назад. Новые — от Старой деревни через Крестовский остров до Арсенальной набережной (Приморская линия) и от ЛенЭКСПО до Синопской набережной (Центральная линия) город планирует запустить уже в эту навигацию, то есть, не позже мая 2010 года.

На новых линиях суда вместимостью десять человек будут отходить от причалов с интервалом в 15 минут, заявляют чиновники. Работать новый вид общественного транспорта будет строго в дневные часы. Например, из Старой деревни можно будет выбраться по воде только в период с 8 до 18:20, а с Васильевского острова — с 8 до 17:50. По-видимому, в те часы, когда мосты разведены, и движение транспорта заблокировано, в речных трамваях никакой необходимости нет.

Стоимость билета фиксирована — для новых маршрутов она составляет 50 рублей. Билет за поездку по Пригородной линии обойдется в 39 рублей, а по Кронштадтской — в 96. Компаниям, обслуживающим маршруты, выплатят компенсацию за понесенные расходы — общая сумма, выделенная из бюджета Петербурга, составляет, по словам председателя КТТП Николая Асаула, 83 миллиона рублей.

На строительство инфраструктуры город предоставляет 22 миллиона рублей. На эти деньги должны быть построены 5 причалов. «Сейчас у нас уже есть одиннадцать, причем шесть из них полностью укомплектованы, - пояснил гендиректор ГУ «Управление водного транспорта» Артур Гавлюк. - Павильоны для них мы согласовываем с КГА, и как только будет решен вопрос с дизайном, начнем монтировать». Собравшимся сразу продемонстрировали картинку будущего павильона, выполненного в типичном для сегодняшней петербургской архитектуры ларьково-купольном стиле.

Никаких магазинов или ресторанов на причалах открывать не будут, и перевозчикам зарабатывать на использовании этих площадей не позволят. «Мы считаем, что основная функция набережных — транспортная. - пояснил Гавлюк. - И только в таком качестве и будем их использовать». Зарабатывать же компании будут исключительно на перевозке. «Если будут пользоваться судном десять человек, то перевозчик получит свой заработок. - объяснил Асаул. - А если они будут пустые ходить, то, естественно, окажутся в убытке». Впрочем, собравшимся напомнили, что есть еще и такой источник дохода, как реклама.

Выбирать компании, обслуживающие водные маршруты, будут на конкурсной основе. Документы можно подавать до 16 февраля, 18 февраля будут вскрыты конверты с заявками, а не позже 7 апреля объявлен победитель. По условиям, к участию в конкурсе могут быть допущены только те, у кого есть лицензия, причем для обслуживания двух новых маршрутов компания должна располагать судами не старше 2009 года. Правда, это ограничение распространяется только на два новых маршрута, Между Кронштадтом и Ломоносовым, как и раньше, будут ходить паромы, а от Арсенальной набережной в Ломоносов - «метеоры».

Перевозчикам ненавязчиво порекомендовали закупать суда. И даже пояснили, какие именно наиболее отвечают поставленным задачам: петербургская компания «Интер Яхт Сервис» изготовила катер, в точности укладывающийся в условия конкурса. Стоимость этого суденышка — 3-4 миллиона рублей. «Вам надо на маршрут 10 судов, то есть, на закупку вы потратите около 50 миллионов, а 38 вам компенсируют», - с энтузиазмом рассказывал Гавлюк. Правда, выяснилось, что судно сейчас существует только одно, и закупить все необходимые невозможно — можно только их заказать и гарантировать оплату заказа. «Вы закупайте, - посоветовал Асаул. - А маршруты мы найдем. Я гарантирую — у каждого судна будет свой маршрут!».

В кулуарах участники рынка водных перевозок оценили программу развития водного транспорта очень скептически и проверяли цифры, объявленные чиновниками, на карманных калькуляторах. По расчетам участников рынка, расход топлива для судов, передвигающихся с предложенной скоростью, составит около 40 литров в час, то есть придется потратить около тысячи рублей. За десять часов работы — 10 тысяч. Вместимость судна — десять человек, 500 рублей за рейс, 10 рейсов принесут заработок в 5 тысяч рублей. «И в чем моя выгода?» - возмущался один из участников рынка, потрясая калькулятором. «Не решен вопрос с зимним отстоем судов — оплачивать аренду территории, на которой мы будем отстаиваться, мы должны из своего кармана. По самым низким расценкам, при условии личных знакомств можно устроиться за тысячу рублей в месяц с судна. За семь месяцев за десять судов набежит 70 тысяч. Где их брать?» - недоумевал другой.

«Я вообще не понимаю, что происходит! - заявил корреспонденту «Фонтанки» руководитель компании «Русские круизы» Виктор Семиренко. - Приглашение на совещание с Асаулом мы получили в четверг вечером, совещание состоялось в пятницу, а в понедельник уже надо подавать заявки, потому что конкурс — во вторник! И при этом я должен принять решение о покупке судов!» «И что я буду делать, если я договорюсь о покупке судов, выиграю конкурс, а мне сорвут поставки, или еще что-нибудь случится? - интересуется он. - Маршрут закроют?»

«Я не знаю в городе ни одного судоводителя, который мог бы за два-три месяца, оставшиеся до начала навигации, приобрести десяток судов и зарегистрировать их, даже в том случае, если у него откуда-то найдутся средства на такую покупку, - поддерживает Андрей Набатов, директор ООО «Нева Трэвел компани». - Все это попахивает каким-то аферизмом».

К тому же, как замечает эксперт, конкурсная документация была вывешена на сайте КТТП только поздно вечером накануне совещания. Никто из участников рынка, просто физически, не успел с ней познакомиться. «А те цифры, которые нам объявили на презентации - так в них грубейшие арифметические ошибки, - замечает Набатов. - КТТП посчитал нам расход топлива в миллион рублей. а по моим самым грубым прикидкам выходит не меньше семи миллионов. Все их выкладки надо проверять, перед тем как вообще принимать какое-то решение».

Компания «ВодоходЪ» оказалась едва ли не единственной, где к идее создать регулярные водные маршруты отнеслись с одобрением. «Надо что-то делать, - пояснил свою точку зрения Олег Зеленков, гендиректор компании. - Будет тяжело, плохо, но надо преодолеть этот период». Правда, он признался, что маленьких судов у «Водохода» нет, поэтому компании интересен только один маршрут: Петербург-Кронштадт-Петербург. Решение, будет ли «ВодоходЪ» участвовать в конкурсе, глава компании еще не принял, поскольку «не изучил документы».

«Фактически конкурс будет проводиться только по двум маршрутам, - резюмировал президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Евгений Зубарев. - На линии Кронштадт-Ломоносов сможет работать только Северо-Западное пароходство, «метеоры» есть только у «Русских круизов» и «Водохода», но «Водоход», скорее всего, заниматься этим не станет. Поэтому тут тоже вопросов нет. Победителя будут искать на два новых маршрута, и вот тут все как-то очень непонятно».

Недоумение у Зубарева вызывают и сроки проведения конкурса, и предложенные перевозчикам небольшие суда, и разработанные маршруты. «Вначале шла речь о том, что суда будут немецкие. Теперь выяснилось, что они по голландской технологии, производятся у нас, да, к тому же, еще и не готовы. Но конкурс при этом надо обязательно провести послезавтра, - развел он руками. - Но, допустим, плавсредства найдут, а где брать команду? Сегодня огромные проблемы с кадрами, найти и воспитать судоводителей пассажирских судов будет очень трудно. Даже если пригласить тех, кто ходил на грузовом транспорте, их все равно придется долгое время переучивать. Где они собираются брать персонал?»

Разработанные маршруты, по мнению Зубарева, едва ли будут интересны перевозчикам. «Первый, от Старой деревни в центр — это типичный маршрут выходного дня. Зачем здесь нужны маленькие суда на 10 человек? Сюда надо ставить «Зарю» или что-то подобного типа на 47-50 человек, чтоб люди спокойно, не торопясь, любовались красотами города, - полагает он. - Ну, а идея второго не нова. Еще при Григории Романове, в 1972 году, был маршрут от пассажирского вокзала на проспекте Обуховской обороны до Академии художеств. Суда ходили несколько недель, перевезли около 30 человек, а потом рейсы отменили». Зубарев считает, что идея общественного водного транспорта, скорее всего, отомрет через год. «Останется только «водное такси по вызову» - захотел покататься, позвонил, заказал, прокатился. Не более того», - предсказывает он.

P.S.

Корреспондент «Фонтанки» познакомился с материалами, подготовленными комитетом по транзитно-транспортной политике. Среди перспективных для развития системы пассажирского транспорта была замечена река Таракановка, основная часть которой была закопана в 20-х годах прошлого века. Сейчас от бывшей реки остался только небольшой участок в районе Екатерингофского парка, и едва ли этот водный путь можно признать судоходным.

Кира Обухова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях