18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
01:42 16.11.2018

Андрей Фурсенко: «ЕГЭ уменьшил взятки»

«Чему и как учить?» - пожалуй, самый наболевший вопрос для новой России. И в школах, и в вузах вот уже лет двадцать идет нескончаемая перестройка, которая пока не принесла плодов. Министр образования Андрей Фурсенко ответил на вопросы читателей «Фонтанки», посвященные этой проблеме.

Андрей Фурсенко:  «ЕГЭ уменьшил взятки»

«Чему и как учить?» - пожалуй, самый наболевший вопрос для новой России. И в школах, и в вузах вот уже лет двадцать идет нескончаемая перестройка, которая пока не принесла плодов. Уровень образования в стране неуклонно падает, он уже и экономику тянет вниз. Андрею Фурсенко довелось не только жить в эту эпоху «педагогических перемен», но и проводить их в жизнь. Министр образования ответил на вопросы читателей «Фонтанки». 

 - В России на сегодняшний день около 1500 вузов и почти 2000 их филиалов. В последнее время все настойчивее звучит идея сокращения количества высших учебных заведений. Зачем это надо? По какому принципу и на основании какой юридической базы будет осуществляться это сокращение?

- Юридическая база сокращения вузов прежде всего связана с их государственной аккредитацией. Для того чтобы иметь аккредитацию, вуз должен быть способен давать знания, соответствующие стандартам высшего образования в России. Если он этим требованиям не соответствует, то - лишается аккредитации. Но требования к аккредитации надо упорядочить. Речь идёт не об усложнении процедур, а о том, что все без исключения вузы должны следовать существующим нормам и уровню подачи знаний в высшей школе. Но сегодня на первый план выступает другая причина сокращения количества вузов - демографическая. Через три-четыре года в стране будет вдвое меньше студентов, чем сейчас. Многие вузы могут остаться без студентов и закроются автоматически. В России каждый год падение количества выпускников средних школ составляет примерно 15 %. В 2006 году учащихся, заканчивающих 11 класс, было 1 миллион 300 тысяч, а уже в 2012 году их останется чуть больше 700 тысяч! Отголоски этой проблемы во вступительной кампании нынешнего года почувствовали на себе, прежде всего, аккредитованные, но не государственные вузы, а также многие филиалы головных вузов. Ведь благодаря ЕГЭ многие выпускники школ получили возможность поступить в престижные государственные вузы, причем на бюджетные места, и, соответственно, часть коммерческих вузов осталась без студентов.
 

Я считаю, что, несмотря на печальную демографическую ситуацию, а, может быть, именно из-за неё не следует увлекаться административными мерами при реорганизации вузов. Многие вузы сами начинают задумываться о более тесной кооперации. Это называется "партнерскими связями", но фактически это слияние вузов, руководители которых понимают, что иначе им просто не выжить.
 

 - Во время минувшей вступительной кампании в вузы по результатам ЕГЭ родился новый термин - "образовательный туризм". Имея законную возможность подавать документы сразу в неограниченное количество вузов, абитуриенты тем самым запутали многие приемные комиссии, которые рассчитывали на одно количество студентов, а - неожиданно - в итоге получили совсем другое. Какие меры Вы собираетесь принять для того, чтобы устранить эту "документальную чехарду"? 

- Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять: такси для пассажира или пассажир для такси? Если пассажир для такси, то - как следствие - возникают очереди, водитель сам выбирает: кого везти, а кто ему не очень нравится. Если же речь идет о реальной услуге, то такси должно быть много, а человек должен иметь возможность в любой момент доехать до нужного ему места. Аналогия - не очень далекая от того, о чем вы меня спросили. Вузы, прежде всего, нужны для того, чтобы как можно лучше обучать наших ребят. В этом плане абсолютно нормально, когда у студента есть выбор, где получить образование, которое является для него оптимальным, и конкуренция вузов в данном случае - благо. Но при этом, согласен, должна быть продуманная система, которая позволила бы избежать хаоса, который действительно вносят порой абитуриенты, четко не решившие в каком именно вузе и по какой специальности хотят учиться. Однако, в этом году ситуация с подачей абитуриентами документов в несколько вузов была не столь критичная, как об этом говорят. Огромное количество поданных абитуриентами документов на одно место - до 50 - на самом деле, касалось очень ограниченного круга специальностей. Количество поступающих, которые подали документы сразу, скажем, в 20 вузов, тоже было небольшим. По статистике, в среднем, один абитуриент в этом году подал свои документы в два вуза. 
 

   - А нужна ли в принципе, на Ваш взгляд, Андрей Александрович, абитуриентам такая свобода в выборе вузов?

   - На мой взгляд, это нормально. Предположим, мечтает выпускник средней школы стать юристом. Он подает документы на юрфак Санкт-Петербургского государственного университета - на один из самых лучших факультетов страны. При этом, он понимает, что может туда не попасть. Поэтому параллельно он подает документы в МГЮА, МГУ и еще один - два вуза, в которых, он считает, требования пониже. И, вдруг, получается, что его готовы принять во все эти вузы. Естественно, у такого абитуриента и его родителей начинаются мучения: где лучше учиться? Мне ректор московской Финансовой академии Эскиндаров рассказал, как перед зачислением посмотрел списки тех, кто набрал необходимое количество баллов для поступления в Высшую школу экономики, на экономический факультет МГУ, в Плехановский институт, Академию народного хозяйства и к себе в Финансовую академию. "Перекрытие, - говорит, - больше, чем наполовину! Люди подали документы во все эти вузы!" Почему? Да потому, что они не верили, что могут хоть куда-то поступить. Иногородним объясняли: "Вы что - сумасшедшие?! Вы в такие вузы без взяток не поступите!" А на деле оказалось, что многие ребята вполне могут поступить на престижные экономические профессии. Думаю, что в следующем году случаев подачи документов в разные вузы, чтобы подстраховаться, будет меньше.


   - Ограничения по количеству вузов, в которые абитуриенты могут подавать документы, все-таки будут или нет?


   - В одном из своих интервью Дмитрий Медведев предложил в данной ситуации ограничиться пятью вузами. Я думаю, что если принять это предложение, то оно удовлетворит 99 % абитуриентов. Но тут есть опасность: такое ограничение чисто психологически может спровоцировать абитуриентов подавать документы именно в максимальное количество вузов. "Если можно в пять, то подам именно в пять!" И в том, и в другом случае надо вести разъяснительную работу с будущими абитуриентами, а также создать технические возможности в каждом вузе, чтобы сама процедура приёма повышенного количества документов не создавала проблемы выпускникам школ. Потому что, как показала минувшая вступительная кампания, в некоторых вузах очереди при приёме документов порой создавались искусственно. Я уверен, что в следующем году, вне зависимости от того, будут введены ограничения или нет, приёмная кампания пройдет спокойнее нынешней. Многие убедились, что ЕГЭ работает, и по его результатам реально поступить в тот вуз, который абитуриент выбрал.
 

    - Одним из главных побудительных мотивов к введению ЕГЭ в России была проблема взяточничества в вузах во время вступительных экзаменов, а также проблема повышенных материальных затрат вообще, в это время, у абитуриентов и их родителей. Есть ли какая-либо информация о позитивных или негативных подвижках в этом направлении?


   - На этот счет есть исследования самих вузов, в частности, Высшей школы экономики. Результаты показывают, что затраты семей абитуриентов на поступления в вуз существенно уменьшились. По двум причинам. Во-первых, уменьшились затраты на поездки и на пребывание в городе, в котором абитуриент собирается поступать в вуз. Теперь документы можно выслать почтой и вообще не приезжать в другой город, а если и сдавать бумаги лично, то нет никакой необходимости целый месяц жить в чужом городе, сдавая там вступительные экзамены. Вторая причина - действительно уменьшилось количество прямых или завуалированных взяток при поступлении. Под понятием "завуалированные взятки" я имею в виду так называемых "репетиторов", которые за свое "репетиторство" изначально гарантировали поступление школьника в вуз, в котором, в большинстве случаев, они сами и преподавали; когда преподавателю платили не за знания, которые он обязан был дать, а за поручительство, что на определенном этапе знания его ученика никто по-настоящему проверять не будет. Да, я слышал, что в этом году во многих семьях увеличились расходы на репетиторов для подготовки к ЕГЭ. Но, поскольку в данном случае репетитор не может проконтролировать конечный результат ЕГЭ, это не форма завуалированной взятки. И когда мне начинают говорить: "Любое репетиторство - зло!", отвечаю: "Почитайте отечественных классиков: Николая Гарина-Михайловского, Алексея Толстого, Владимира Набокова... В жизни многих школьников и гимназистов всегда присутствовали репетиторы. Так что ничего предосудительного собственно в самом репетиторстве нет. Плохо, когда оно становится формой взятки". Но, в любом случае, лучше, когда необходимое для успешной сдачи ЕГЭ количество знаний обеспечивает школа. Мы стремимся именно к этому результату.
 

   - На днях планируется утверждение нового порядка приема в вузы, с учетом первого крупного опыта ЕГЭ. Что еще может измениться для абитуриентов 2010 года по сравнению с абитуриентами этого года?


   - С 2010 года мы считаем правильным дать самим вузам возможность устанавливать нижнюю границу баллов по ЕГЭ для подачи документов, как по профильному, так и по непрофильным предметам. Вуз сможет принять решение, что не станет принимать документы выпускников школ, у которых средний балл по всем экзаменам ниже, скажем, 60 баллов. Или, к примеру, технический вуз может решить не принимать документы у тех, у кого по русскому языку меньше тех же 60 баллов. Конечно, при этом вуз будет рисковать вообще недобрать необходимое количество студентов, но, повторяю, решать этот вопрос вузы будут сами. Сами они также будут решать вопросы целевого набора студентов: какие проценты, какие ограничения. Думаю, что будет обсуждаться вопрос о льготниках. Эта тема более сложная, поскольку это, скорее, законодательный вопрос - льготы ведь устанавливаются законодательством. Насколько я знаю, есть предложения по внесению изменений в законодательство, касающиеся сокращения льгот. Я сторонник того, чтобы более справедливые условия для абитуриентов устанавливались не предоставлением различных льгот, а предоставлением школьникам, которые в силу различных социальных причин или здоровья не в состоянии получать необходимые в полном объеме знания в школе, дополнительных форм качественного образования. Может быть, посредством введения только для них каких-нибудь подготовительных курсов. Человеку надо помочь компенсировать его проблемы, но принимать в вуз всё-таки необходимо именно по знаниям. Это моя точка зрения, хотя я и понимаю, что в одночасье этот вопрос решить довольно сложно. Но если мы его решим, мы уберём еще одну возможность для коррупции. Я говорю не только о фальшивых "инвалидных" справках. Не надо провоцировать людей на нарушение закона, надо сделать такой закон, который было бы сложно и бессмысленно нарушать.


   - Проверкой и выявлением таких псевдольготников будут заниматься централизованно?


   - Нет. Этим должны и будут заниматься сами вузы. Если вуз выявит, что какой-либо студент поступил по "липовой" справке, естественно, его зачисление будет признано неправомерным со всеми вытекающими последствиями: отчисление и так далее. Касательно проверки у первокурсников реального качества их знаний. Во-первых, ничего нового в таких проверках нет. Целый ряд вузов и раньше проводил специальные контрольные работы вскоре после начала учебного года, для того, чтобы реально оценить уровень знаний своих первокурсников. Но такие проверки никаких правовых последствий не несут, отчислить недостаточно подготовленных с точки зрения вуза студентов можно только по результатам первой сессии. 
 

   - Недавно на Совете безопасности России Медведев говорил о возможности введения тестирования абитуриентов и студентов вузов на употребление наркотиков. Как Вы относитесь к такой мере выявления наркоманов? Станет ли эта мера, в случае внедрения ее в жизнь, массовой и обязательной? Сможет ли эффективно повлиять на снижение роста наркомании в студенческой среде?


   - Некоторое время назад я говорил, что мы должны создать в вузах условия для выявления на добровольной основе наркозависимости у студентов или абитуриентов, чтобы помочь им вылечиться. Ведь это больные люди! 
 

   - Но вряд ли наркоман добровольно согласится на такое тестирование...


   - Не факт! Хотя, конечно, именно в этом и вся проблема. Может быть, такое тестирование следует сделать анонимным, сегодня для этого есть возможности и необходимые разработки. Анонимное тестирование сможет помочь самому молодому человеку понять, что он неадекватен. Ведь многие люди, принимающие наркотики, считают, что с ними всё в порядке, что они всегда легко смогут бросить их употребление. Сложность вопроса о тестировании еще и в том, что в нашем обществе отношение к людям, употребляющим наркотики, скорее не как к больным, а как к почти преступникам. В такой ситуации последствия для человека, пришедшего на добровольное тестирование, действительно могут быть опасными. Массовое, обязательное тестирование в такой ситуации может привести к массовому нарушению прав человека. Тем не менее, в необходимости выявления студентов - наркоманов есть и еще одна причина. В целом ряде профессий наркоманы просто-напросто недопустимы! Начнем, к примеру, с сотрудников атомных электростанций. Вы понимаете, какие последствия может повлечь за собой появление среди них наркоманов. Хотя, строго говоря, наркоманы недопустимы в большинстве профессий. Педагог - наркоман, медик - наркоман... Для того, чтобы этого избежать демократическими методами, нам необходимо менять в обществе само отношение к наркозависимым людям, как к людям больным, которых надо лечить. Люди не должны бояться этого тестирования, этой профилактики выявления своего заболевания. Да, однозначного решения этой проблемы, когда бы всем при этом было хорошо, нет. Но, тем не менее, повторюсь, каким-то образом выявлять студентов-наркоманов надо. Мы знаем, каков сегодня масштаб наркомании в стране. Заметный процент молодых людей в той или иной форме пробовали наркотические вещества. Так что делать вид, что ничего не происходит, нельзя.    

   - На откуп средних школ отдано право самим устанавливать продолжительность учебной недели: пять или шесть дней. Правильно ли это? Не заинтересованы ли учителя как можно больше загружать детей во имя собственных заработков? Нет ли смысла при шестидневке отдать один день под физкультуру? Вот и Путин на днях сказал, что "школьники должны иметь право на систематическое занятие спортом".


   - При переходе на новую форму оплаты труда сегодня количество проведенных уроков не является решающим фактором в начислении зарплаты. Мы переходим к такой оплате труда, при которой учитель прежде всего заинтересован в знаниях школьников, а не в количестве проведенных уроков. Кстати, тоже на днях Дмитрий Анатольевич Медведев сказал, что школьники должны получить в школах максимально возможное количество знаний. Но я не вижу здесь противоречия. Я считаю, что не стоит противопоставлять физкультуру остальным занятиям. Может быть, действительно, сделать один из учебных дней, субботу, к примеру - днем здоровья. Но решать это централизованно, "сверху" - неправильно. Должна решать школа. Не единолично директор школы, а учителя и родители вместе. У меня в этом смысле была показательная история. Года четыре назад мне позвонил мой коллега: "Христом Богом прошу, отмени свой приказ об обязательной шестидневной школьной неделе!" Я переспрашиваю: "Что еще за приказ?" "В школе, где учится мой ребенок, говорят, что шестидневка там лишь потому, что Министерство образования приняло такое решение..." Я попросил разобраться с этой  ситуацией руководителя московского департамента образования, но не назвал номер школы. Через неделю вновь звонит коллега: "Спасибо тебе огромное! Директор школы собрала родительское собрание и сказала: "Благодаря вашей постоянной борьбе за пятидневку Министерство образования отменило свой приказ о шестидневной школьной неделе!" Я, в свою очередь, перезваниваю в департамент и спрашиваю: "Что вы сделали?" Мне отвечают: "Мы собрали руководителей окружных управлений образования и объяснили, что если при введении шестидневки школы будут перекладывать свою ответственность на кого-либо - мало не покажется!"


Эта история говорит о двух вещах. Во-первых, о том, что все подобные вопросы (пятидневка-шестидневка, как организовать кружки, как заменить учителя на более профессионального и др.) решаются непосредственно в школе с участием родителей. И, во-вторых, что родители очень плохо знают свои права и свои возможности.  
 

   - А как Вы считаете, Андрей Александрович, что все-таки лучше: пятидневка или шестидневка? Так ли необходимы в старших классах неспециализированных школ некоторые дисциплины? Какова сегодня ситуация с профильным образованием?


   - Не знаю, что лучше: пятидневка или шестидневка. Есть школы с большими учебными нагрузками, но из которых дети не хотят уходить, потому что там интересно. Да, в этих школах не два урока физкультуры в неделю, а три-четыре-пять... но все остальные уроки тоже детям нравятся. Дети просто рвутся в такие школы. А есть школы, в которых невозможно высидеть и пять дней. Важно разобраться, насколько действительно нужны каждому конкретному ученику знания, которые он получает в своей школе. Вы знаете, что я недавно предложил отменить обязательное преподавание высшей математики в средней школе? Математика очень нужна - она структурирует мышление, а высшая - в школе, на мой взгляд, не нужна, точнее вовсе не необходима для всех учащихся. Учителя в школе должны работать, что называется, не вширь, а вглубь. Что же касается Вашего последнего вопроса, то есть много школ с профильным образованием. Но сегодня просматривается новая тенденция: у самих родителей начались метания, не все могут к девятому классу выбрать вуз, в который затем пойдет учиться ребенок. В советские времена были модны естественные науки, все туда и шли. В 1990-е годы стали модными экономика, юриспруденция, многие выбрали гуманитарное образование. Сегодня выясняется, что, может быть, более перспективно - это информационные технологии, нанотехнологии... Вот родители и боятся ошибиться. И они начинают запихивать в ребенка все знания подряд. Причем отнюдь не базовые знания. Чем хорош ЕГЭ? Он должен проверять только базовые знания. Не надо, забегая вперед, учить в школе ребенка тому, что ему будут преподавать в вузе. Школьник должен получить только базу и вкус к обучению. Остальное он все доберёт, я в этом абсолютно убежден! Ученик будет заниматься интересными ему предметами так, что вы его не оторвете. Его не надо будет заставлять учиться, и он не будет уставать.
 

   - Сейчас начинается эксперимент по введению в средних школах России предмета основы религиозных культур. Через несколько лет, по итогам эксперимента, этот предмет, насколько я понимаю, будет обязателен во всех школах. Как будет учитываться право ребенка на атеистическое мировоззрение?


   - Атеисты могут оставаться атеистами, поскольку в рамках дисциплины "Духовно-нравственное воспитание" будет предмет "Светская этика" как альтернатива таким предметам, как основы православия, ислама, иудаизма, буддизма. Важно понять, что при этом все предметы, согласно конституционным нормам, остаются светскими. Но возможны три блока, причем в одном блоке, условно говоря, возможны несколько развилок. Будут блоки, в которых будут углубленно изучать историю, культуру одной из религий. Будет блок, в котором будут изучаться  история и культура всех базовых религий в целом. И будет предмет "Светская этика", который в минимальной степени будет касаться религий. Там будет рассказываться о нормах поведения в обществе, как выстраиваются этические нормы в обществе, на чём они основываются. Кстати говоря, во всех этих предметах, на мой взгляд, должно быть достаточно серьёзное взаимосочетание и пересечение. Нельзя, рассказывая о христианстве, не упомянуть базовые ценности, основы ислама, буддизма и так далее. Иначе люди не смогут полноценно жить в обществе, не смогут его в должной мере понимать. Когда будет идти речь о светской этике, необходимо будет сказать, что многие этические принципы выросли из религии. Не обязательно рассказывать о возникновении неких религиозных догм, но говорить о том, что этические нормы выстраивались в обществе во многом за счет религиозного воспитания, необходимо. (Кодекс строителя коммунизма, как вы знаете, в значительной части повторял христианские заповеди).

Почему мы избрали именно такой путь? Тот курс, который был до сих пор, историю и культуру религий преподавал с позиций атеизма, подавая всё это как некий набор мифов. Строго говоря, для верующего человека это должно было быть не менее обидно и оскорбительно, чем для человека неверующего навязывание ему истории о его божественном происхождении. Мы должны уважать и тех, и других людей. Мы должны дать человеку возможность выбрать курс, в котором ему не будут читать Закон Божий, поскольку это противоречит светскому характеру преподавания, но, по крайней мере, ему не будут внушать, что его представление о божественном происхождении мира и жизни на земле исходно ложны. В школе надо давать фактологию, но нельзя навязывать мировоззрение. Поэтому мы и действуем очень осторожно. Сейчас запущен пилотный проект. Я считаю, что, несмотря на то, что в каждом из перечисленных мною блоков содержатся определенные риски, риски будут больше, если мы ничего не будем делать в этом направлении. Одобренный президентом, этот проект, с точки зрения консолидации общества и уважения мировоззрения каждого, наиболее взвешенный и оптимальный. А дальше от нас самих уже будет зависеть, насколько мы сумеем его реализовать.

  - Ваше министерство готовится утвердить перечень издательств, которым будет дано право на издание учебников для образовательного процесса. Будет ли данная мера неким регулятивным механизмом для наполнения содержания учебников, сможет ли она, к примеру, содействовать устранению искажения истории в школьных учебниках?


   - Мы хотим, чтобы учебную литературу - не только учебники, но и методические пособия - издавали те издательства, которые имеют  квалифицированную команду. Команду, которая в состоянии профессионально контролировать издаваемые публикации. Искажение истории, откровенное пренебрежение к тем или иным национальностям, народностям  – такие вещи должны убираться в самих издательствах. 
 

   - 2010 год - Год учителя. Вы намереваетесь существенно повысить престижность профессии учителя. Каким образом?


   - Приказом повысить престижность профессии невозможно. Но, если сравнить престижность профессии учителя пять лет назад и сейчас, то прогресс налицо. Как мы этого добились? Прежде всего, отношением к учителю в обществе, которое определяется несколькими вещами. Во-первых, это внимание со стороны лидеров страны. Когда лидеры страны не только поздравляют учителей по случаю профессиональных праздников, а последовательно реализуют крупномасштабные национальные  проекты в образовательной сфере, это, безусловно, ориентирует общество на то, что профессия учителя - действительно очень важна. Второе. Сегодня профессия учителя крайне важна для развития экономики и социальной сферы России. Ведь проблемы в образовании порождают отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов и - как следствие - становятся чуть ли не главным лимитирующим фактором в развитии экономики. Совершенно ясно, что профессиональное образование базируется на общем образовании. Сегодня борьба за попадание в хорошую школу, быть может, идёт острее, чем борьба за поступление в престижный вуз. Для людей стало очевидно, что учёба в хорошей школе даёт путёвку в жизнь. Особенно с появлением ЕГЭ, кстати говоря. Третье. Изменилась материально-техническая обеспеченность школ. Я имею в виду не только зарплаты. Хотя зарплаты учителей сегодня заметно меняются в лучшую сторону. В Москве средняя зарплата учителя школы - 36 тысяч рублей. Зарплата учителей иностранных языков - до 90 тысяч. В Москве педагоги переходят из университетов в средние школы ради зарплат. Я знаю такие случаи. Конечно, в целом по России зарплаты учителей скромнее, чем в Москве, но, тем не менее, тоже начинают подтягиваться к среднему уровню зарплат в своих регионах. Не менее важно, что в сегодняшних школах принципиально другое оборудование. Во всех школах есть Интернет. Мы очень сильно раскручиваем переподготовку учителей для того, чтобы учитель знал больше, чем его ученики. Весь этот, перечисленный мной, комплекс мер и двигает общество к большему уважению профессии учителя. 
 

   - Недавно Санкт-Петербургскому и Московскому университетам был придан особый статус. В чем его суть и почему были выбраны именно эти учебные заведения? 


   - Это было решение президента, но работа над законом началась еще тогда, когда президентом был Владимир Путин. Понятие "особый статус" в данной ситуации подразумевает кардинальное расширение прав СПбГУ и МГУ - обучение в них по их собственным стандартам. Фактически, это шаг к реальной независимости университетов. Причем, не только этих. Моя точка зрения: каждый достойный университет должен иметь максимально большие права вплоть до возможности присваивать учёные степени кандидатов и докторов наук. Ведущий университет не должен нуждаться в чьём-то одобрении принятого им решения, но должен нести за это решение и за качество своего диплома полную ответственность. Ведущий университет в рамках общих требований должен сам определять программы, по которым он будет учить студентов, но при этом все должны понимать, что, скажем, выпускник-юрист такого учебного заведения знает больше любого другого юриста. Более того, я считаю, что мы должны идти к тому, чтобы диплом такого университета не был бы единым государственным дипломом, который на равных выдается Санкт-Петербургским или Московским университетами и бывшим техникумом уездного городка. Небольшое количество вузов, оставаясь государственными, имеют право на такой эксклюзив.
 

    Скажу больше, требуется коренная перестройка всей высшей школы. И этому тоже нет альтернативы - придётся всё менять! И, в этом смысле, я очень рассчитываю на двух наших грандов: СПбГУ и МГУ, как бы тяжело им ни было. Они получили полное доверие руководства страны, но при этом сами университеты должны двигаться только вперёд, а не почивать на лаврах. Никого сегодня наша система образования не устраивает: ни бизнес, ни общество. Но как только что-то начинает делаться для улучшения, поднимается плач: так нельзя! А как можно?! Поэтому, мне кажется, должны быть люди, которые, понимая, что их деятельность вряд ли встретят с аплодисментами, идут на то, чтобы менять систему. Сегодня в высшей школе на такие поступки решаются далеко не все. 
 

   - Далеко не всем гражданам понятна идея создания наноиндустрии, в которую сегодня вкладываются миллиарды рублей. Не все понимают, что же за результат будет у тех многочисленных проектов, которые запускает "Роснано", председателем наблюдательного совета которого Вы являетесь.


   - На данный момент запущено уже 36 проектов по нанотехнологиям. В комнате, где мы с вами сейчас находимся, раз в месяц заседает наблюдательный совет "Роснано". К сожалению, количество проектов, которые обеспечивали бы эффективную коммерциализацию, не велико. Экономика у нас сегодня не очень инновационная, об этом говорит и президент. Одна из причин - отсутствие мотиваций заниматься инновациями. Во-первых, нет богатой предыстории успешной коммерциализации в сфере высоких технологий. Во-вторых, нет инструментов, которые позволили бы от научной идеи сразу перейти к мощному коммерческому результату. "Роснано" и призван стать инструментом, который был бы способен обеспечить достаточно серьезный сдвиг в этом направлении. 


   - Какие из этих проектов наиболее важные? Что конкретно они из себя представляют?


   - Наверняка, вы слышали об использовании светодиодов в осветительных приборах. Будут изменения в фармацевтической продукции, новые лекарства. Принципиально новая система диагностики и тестирования самых социально значимых заболеваний. Принципиально иное качество продукции самолетостроительной отрасли обеспечат новые композитные материалы. Ещё один интересный проект: обработка внутренней поверхности труб путем встраивания в них полимерных молекул, результатом чего становится уменьшение сопротивления движения по трубе до 40 %. К примеру, при прокачке нефти по трубопроводу через определенные промежутки стоят нагнетающие насосы, количество которых при использовании такой обработки труб можно будет уменьшить в полтора раза. Биотопливо - очень интересное направление. Создание из непищевой целлюлозы напрямую моторных масел и бензина. Так что есть целый ряд очень интересных технологий, которые существуют в России не только в лабораториях, но в небольшом объеме работают и в промышленности. Для того, чтобы все это приобрело иные масштабы, требуется мощный финансовый инструмент. Однако, нет одного ключика, который мог бы открыть все двери. Для того, чтобы все это заработало, требуется другое качество образования, да и сам менталитет людей, которые приходят в науку и промышленность; необходима другая инфраструктура с научно-исследовательской точки зрения и продвижения идей на рынок; требуется, на самом деле, абсолютно другая пропаганда нанотехнологий, в том числе и с помощью СМИ. Необходимо больше позитива, когда речь идёт о нано. Мало кто сразу любит что-то новое: человек по своей природе консервативен. Обычные люди, как правило, на изменения идут редко. Но когда не меняться уже нельзя, мы обязаны меняться. Мы очень любим просчитывать риски тех или иных изменений, но почему-то никогда не просчитываем риски того, что будет, если мы ничего не будем менять. 
 

- Андрей Александрович, читатели "Фонтанки" по традиции задали Вам много вопросов. Ответьте, пожалуйста, на самые интересные из них:
Марина Варламова: "Почему большой акцент на "нано-тех" в программе инновации?  Другие важные направления инновации (сельхоз, здоровье, строительство домов), могли бы принести пользу обществу и стране дешевле и быстрее. "

Нанотехнология определена в качестве одного из главных государственных приоритетов в области науки президентом России. Примеры подобного адресного внимания  руководства страны к конкретной научной тематике в истории нашей страны можно перечислить по пальцам. К ним, безусловно, относятся знаменитый «Атомный проект» и «Программа освоения космического пространства». Всем очень хорошо известно, каких выдающихся результатов в научном и экономическом плане удалось достичь России в этих областях.
С научной и технологической точки зрения наноcфера не уступает, а в смысле влияния на различные стороны жизни общества, безусловно, далеко превосходит и атомную, и космическую индустрию. Нанотехнология – это в прямом смысле наддисциплинарное направление. Приоритетное инновационное развитие этой сферы потянет за собой, как локомотив, развитие и целого ряда других отраслей, включая, в частности, медицину, пищевую промышленность и строительство.

- Хотелось бы узнать, не планируется ли появлении в России адекватного, популярного и показательного рейтинга ВУЗов? Такой, который бы учитывал сколько выпускников работают по специальности, на каких должностях, сколько в среднем получают, какие открытия делает ВУЗ или его выпускники и т.д. Международные рейтинги для нас мало интересны, ведь там максимум во второй сотне встречаются МГУ и СПбГУ. Мне кажется, наш рейтинг (с определенными стимулами) подстегнул бы соревнования ВУЗов именно в качестве образования, ведь сейчас они борются разве что за престиж, который повышает цену на коммерческое обучение."

- На мой взгляд, к любым рейтингам нужно относиться с определённой осторожностью. К сожалению, обществу интересно, какой вуз первый, а не почему он первый. Между тем ключом к рейтингам является то, по каким критериям они строятся. Тем не менее, мировые рейтинги могут представлять определённый интерес для нас с точки зрения того потенциала, который могут иметь наши вузы. Мы стремимся к тому, чтобы наши ведущие научно-образовательные центры были конкурентными на глобальном рынке. Поэтому очевидно, что при развитии высшей школы мы в том числе должны учитывать те факторы, по которым есть разрыв, и находить возможности его ликвидировать.
В России тоже уже есть опыт по построению рейтингов вузов. Например, рейтинг вузов от агентства «РейтОР». Насколько мне известно, в этом направлении сейчас работает и Высшая школа экономики. Исследовательский коллектив ГУ ВШЭ разрабатывает критерии для оценки эффективности деятельности вузов, в числе которых и предложенные Вами – заработная плата выпускников, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др.

- Михаил: "Здравствуйте уважаемый Андрей Александрович!
Наши ВУЗы выпускают множество специалистов совершенно невостребованных на рынке труда, причем многие из них обучаются за счет налогоплательщиков. Что очень печально. Причем качество подготовки большинства из них неприемлемое. Учатся ради корочки, а не ради знаний. Когда наша система образования, наконец, станет платной и соответственно высококачественной? Когда кроме понятия высшее образование начнут котироваться краткосрочные курсы повышения квалификации и требование диплома не будет помехой для трудоустройства при наличии сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации, когда государство будет сертифицировать такие курсы повышения квалификации?
"

- Не думаю, что платное и качественное образование это тождественные понятия. Другое дело, что ребята продолжают выбирать себе будущую профессию исходя не из перспектив последующего трудоустройства, а ориентируясь на моду. Например, у нас наблюдается переизбыток специалистов гуманитарных специальностей, точнее людей, имеющих соответствующие дипломы. И кризис это отчётливо проявил.
Считаю, что переход к системе бакалавр – магистр будет способствовать решению проблем, о которых Вы упоминаете. В 17-18 лет трудно понять, кем ты хочешь работать, и какие специальности будут востребованы экономикой через 5-6 лет. У каждого появляется шанс получить базовое образование в выбранной отрасли и получить степень бакалавра, с которой можно либо устраиваться на работу, требующую наличия высшего образования, либо продолжить обучение в магистратуре. При этом специализацию в магистратуре можно будет выбирать уже учитывая потребности рынка труда. Тем более, что и стандарты высшего образования в скором будущем поменяются. В основе будут лежать требования, выдвигаемые к специалистам самими работодателями.
Министерство сейчас выстраивает систему «образование через всю жизнь» взаимен существующей «образование на всю жизнь». Это является попыткой дать адекватный ответ на новые вызовы времени. Мы живём в быстроменяющемся мире, технологии стремительно развиваются и требуют от людей гибкости и мобильности в их освоении. Обучение через всю жизнь становится не желаемым, а необходимым условием, как с точки зрения интересов каждого человека, так и с точки зрения интересов государства.
Мы планируем усилить налоговые стимулы для инвестирования в непрерывное образование, создание системы информационной и консультационной поддержки граждан и работодателей по вопросам получения непрерывного образования, создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций и др.
Экономический кризис способствовал смещению акцентов в непрерывном образовании в сторону опережающего обучения работников, находящихся под угрозой увольнения. Было бы хорошо, если бы эта практика привила работодателям привычку постоянного образования работников. Со своей стороны сейчас мы рассматриваем возможность закрепления обязанности работодателей по обеспечению периодического повышения квалификации работников.
Что касается требований к диплому при устройстве на работу, то Министерство предложило заинтересованным федеральным органам исполнительной власти инициировать пересмотр законодательных норм, требующих высшее образование для занятия должностей, в пользу лиц с профильным дополнительным профессиональным образованием.

- Елена: "Почему учащиеся гуманитарных гимназий и учащиеся  математических школ сдают один (по содержанию) ЕГЭ по математике и русскому языку? Ведь количество часов на эти предметы у них различается?"

- Единый госэкзамен оценивает знания, полученные после освоения стандартной образовательной программы обычной неспециализированной школы. Поэтому задания одинаковы для всех выпускников, вне зависимости где они учились – в сельской или столичной школе, и в какой форме – специализированной или нет.

- Ольга Сергеевна Соловьева: "Сейчас разработан перечень направлений высшего образования и новые стандарты для бакалавриата и магистратуры. При этом ряд специальностей в список не попал (к примеру, живопись или актерское искусство.) Когда будет утвержден перечень специальностей высшего образования и опубликованы проекты новых образовательных стандартов этих специальностей? Правда ли, что по ряду специальностей не будет перехода на двухуровневое образование (бакалавр-магистр)?"

- Перечень направлений подготовки (специальностей) и федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования планируется утвердить до 1 января 2010 года.
Министерство подготовило для утверждения Правительством России перечень специальностей как для бакалавриата и магистратуры, так и перечень направлений для специалитета. В частности, в последнем предусмотрены специальности «Живопись» и «Актёрское искусство».

- Андрей: "Здравствуйте. Планируется ли централизованное внедрение в школах информационных систем учёта посещаемости и успеваемости? С оповещением родителей, например, через мобильную связь?"

- Начиная с 2002 года, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно используется программный комплекс «1С: ХроноГраф Школа 1.0», который был разработан по заказу Минобрнауки России.  Данный программный комплекс позволяет администрации школ и учителям вести контроль качества учебно-воспитательного процесса, оперативный сбор, учёт и анализ результатов учебной деятельности, в том числе через ведение электронных классных журналов.

- Елена Засухина: "Здравствуйте Андрей Александрович. Современные школы как правило неплохо технически оснащены, по крайней мере в крупных городах. Но... это дорогостоящее инновационное оборудование очень часто никак не используется (заперто в сейфе директора школы, например). Причина проста - на этом оборудовании некому работать, учителя, зачастую, не обладают элементарной компьютерной грамотностью. Скажите пожалуйста, как Вы планируете решать эту проблему?"

- Этой проблемой мы начали заниматься одновременно с подключением всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет. Министерством сразу была организована работа по повышению компьютерной грамотности учителей через курсы повышения квалификации, разработку различных проектов. Только за первый год реализации нацпроекта «Образование» доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами, выросла до 40%.
Сегодня компьютерная грамотность внесена в квалификационные характеристики для оценки эффективности работы педагогов. В 2008 году Федеральным государственным учреждением «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» реализован проект «Создание отраслевой системы мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности учащихся, преподавателей, руководителей образовательных учреждений (всех уровней) в системе непрерывного образования». Данная система прошла успешную апробацию в 12 регионах и  в настоящее время активно внедряется во многих субъектах России.
Деятельность в этом направлении будет и далее расширяться.

- Чуракова Екатерина: "Учусь в Московском Педагогическом Государственном Университете. Нам задерживают начисление стипендии, объясняют тем, что в университете нет  денег. Андрей Александрович, объясните, пожалуйста, это правомерно или нет? Уже на дворе октябрь, а мы ещё не получили свою несчастную копеечную стипендию. А как жить иногородним студентам? Неужели Россию настолько одолел кризис, что надо отыгрываться на самых незащищённых слоях населения, бедных студентах?"

 - Задержка в выплате стипендии была связана с технической ошибкой  при оформлении документов в банке. Руководству вуза удалось решить эту проблемы и 9 октября 2009 г. стипендии были перечислены студентам на их банковские карточки.

- "Почему делают зачисление в 2 потока, а не в три? Чтобы повысить возможность вузов  брать взятки? Ведь нет вероятности, что при наличии свободных мест сообщат ребенку с более высокими результатами ЕГЭ, а не тому, кто приплатил."

- Зачисление в несколько этапов было одним из нововведений первого года поступления ребят в вузы по результатам единого госэкзамена. Так как до этого не было практики, было сложно спрогнозировать оптимальную форму. Опыт этого года показал, что основное зачисление происходит в «первую» и «вторую» волну. Поэтому предполагаемый переход к 2-м волнам это оптимизация приёма в вузы.
Если вузы буду добросовестно следовать правилам приёма и качественно выполнять предусмотренные законами процедуры, то вероятность того, о чём Вы пишите, будет сведена к нулю.

Беседовал Лев Сирин, «Фонтанка.ру» 

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор