Событие редкое и долгожданное - в Большом зале Филармонии прошёл концерт симфонического оркестра Баварского радио с Марисом Янсонсом за дирижёрским пультом. Прозвучали три роскошные вещи - Вторая симфония Брамса, Вступление и Смерть Изольды из «Тристана и Изольды» Вагнера и Сюита из оперы «Кавалер розы» Рихарда Штрауса.
Это событие петербургского масштаба - концерт транслировали телеканалы. Ко всему прочему, Марис Янсонс не только выступал без гонорара, но и уговорил музыкантов сыграть в Петербурге за вознаграждение в разы меньшее обычного. Это неудивительно: Марис Янсонс своей «музыкальной родиной» считает именно Петербург, хотя родился в Риге.
В Ленинграде выдающийся музыкант учился в консерваторской десятилетке и с отличием закончил консерваторию. Впервые Марис Янсонс привлёк международное внимание, когда в 1973 году Евгений Мравинский назначил его своим ассистентом. Он стал вторым Янсонсом на этом посту, пойдя по стопам отца – Арвида Янсонса, заслужившего в своё время выдающуюся репутацию. Арвид Кришевич Янсонс был народный артистом СССР. С 1944 по 1952 служил дирижером Латвийского театра оперы и балета (ныне Национальная опера Латвии), с 1952 года стал вторым дирижером Ленинградского симфонического оркестра, одновременно в 1961-68 гг. руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии. Янсонс-старший - профессор Ленинградской консерватории, лауреат Государственной премии СССР. Творческая биография сына маэстро - Мариса Янсонса - стала складываться таким образом, что по ней смело можно было бы изучать географию: он выступал с ведущими оркестрами планеты от Осло и Лондона до США и Японии.
В наши дни об очень немногих дирижёрах можно сказать, что они смогли действительно изменить оркестр, и Марис Янсонс – один из них. За двадцать один год работы благодаря виртуозности, гибкости и точности исполнения под руководством маэстро музыканты Филармонического оркестра Осло достигли беспрецедентной международной славы и престижа. Коллектив приводил в восторг публику, а маэстро выступал с такими признанными оркестрами, как Берлинский Филармонический, Чикаго Симфони, Ройал Концертгебау, Санкт-Петербургская филармония, Лондон Симфони и Венский Филармонический.
Сегодня Янсонс в основном работает с двумя из наиболее признанных оркестров Европы – Королевским оркестром Концертгебау в Амстердаме и мюнхенским Симфоническим оркестром Баварского радио, первый концерт с которым в качестве Музыкального директора он дал 24 октября 2003 года. Невзирая на амбициозные предложения, которые поступают маэстро постоянно, Янсонс основное время и силы отдает своим музыкантам. И это не могло не сказаться на качестве концерта, который дал оркестр в Петербурге.
С первых же тактов симфонии Брамса коллектив поразил необыкновенной ансамблевой слаженностью: струнные играли, что называется, «одним смычком», а духовые атаковали безупречно вместе, не позволяя себе того разухабистого разнобоя, который так свойственен практически всем нашим оркестрам. Отдельные группы – как, например, контрабасы и дерево – просто устраивали маленькие «шоу виртуозов». В отличие от отечественных коллективов, весьма хмурых, баварцы много улыбаются, а на поклонах разворачиваются лицом к залу. Поражает способность оркестра «раздувать» звучность до пяти forte или fortissimo, не теряя балансовой чёткости и не исторгая из инструментов хрипа и треска, на которые так богат, например, тот же оркестр Мариинки. Сравнения неуместны: мюнхенцы – оркестр западный, оркестр европейский. Они не занимаются изнурительными гастрольно-премьерными «чёсами», но к каждому выступлению относятся, как к ответственнейшему экзамену для коллектива. Примечательно, что в зале были все питерские дирижёры-симфонисты, начиная с Юрия Темирканова.
Марис Янсонс с оркестром показали хороший «евростандарт», немного недоставало, однако, ощущения «момента истины» или приобщения к чуду, как это бывало в своё время на концертах Евгения Мравинского или даже Георга Шолти. Нет у оркестра и волшебно-истаивающих pianissimi, которые так уместны во фрагментах из вагнеровского «Тристана». Но это уже придирки, как говорится, по гамбургскому (точнее – мюнхенскому!) счёту. Марис Янсонс сказал в ТВ-интервью: «Я часто вижу, что приезжают иностранные артисты или уехавшие за границу наши, – и все "замечательные", "великие" и так далее. И слушатель верит тому, что написано, потому что сам он не имеет столько опыта, чувства восприятия и оценки качества, и ему кажется, что это хорошо. Вот этот упадок критерия – это ужасно». И за такую яркую, талантливую и блестящую демонстрацию того, как должно быть, за редкое в наши дни ощущение праздника в стенах Филармонии – дирижёру низкий поклон.
Справка:
Оркестр Баварского радио стал всемирно известным уже вскоре после его основания знаменитым дирижёром Ойгеном Йохумом в 1949 году. Коллектив приобрёл широчайший репертуар и многообразие звучания благодаря своим главным дирижерам, а также блестящей профессиональной подготовке музыкантов. Йохум руководил оркестром в течение одиннадцати лет, а Рафаэль Кубелик, возглавлявший оркестр на протяжении восемнадцати лет, впервые в истории немецких оркестров исполнил и записал цикл симфоний Малера. В разные годы с коллективом выступали такие мэтры, как Клеменс Краус, Эрих и Карлос Кляйберы, Шарль Мюнш, Отто Клемперер, Карл Бём, Гюнтер Ванд, сэр Георг Шолти, Карло Мария Джулини, Курт Зандерлинг и Вольфганг Заваллиш и другие; в наши дни среди ведущих дирижёров, встающих за пульт в Мюнхене, - Бернард Хайтинк, Риккардо Мути, Эса-Пекка Салонен и Франц Вельсер-Мёст. Оркестр Баварского радио был также единственным немецким оркестром, с которым на протяжении многих лет регулярно сотрудничал Леонард Бернстайн. Кроме концертов и записей на радио, центральную часть жизни коллектива занимают обширные концертные турне. В этом сезоне, кроме выступления в Петербурге, пройдут концерты оркестра в Золотом зале венского Музикферайн, в Королевском фестивальном зале в Лондоне, американские и восточно-европейские гастроли.
Кирилл Веселаго,
«Фонтанка.ру»