Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас-3°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода-3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -8

4 м/c,

сев.

759мм 73%
Подробнее
4 Пробки
USD 103,27
EUR 108,56
Город Блеск и нищета городских яхт-клубов

Блеск и нищета городских яхт-клубов

638
Валентин Илюшин

Амбициозный проект - концепцию размещения на южном берегу Финского залива крупнейшей стоянки катеров и яхт в ближайшее время направят в Комитет по транзитно-транспортной политике представители инициативной группы владельцев маломерных судов. Она объединяет представителей пертродворцового Водно-моторного клуба №1, Стрельнинского и Межвузовского яхт-клубов. Надо отметить, что последний пока юридически не существует. Однако необходимость выделения территории под студенческую яхтенную базу зафиксирована в протоколе Морского совета при правительстве города еще от 12 декабря 2006 года.

В связи с этим активисты решили не откладывать дело в долгий ящик, а лоббировать свои интересы уже сейчас. Если верить командору ВМК №1 Олегу Канаеву, яхтсмены хотели бы освоить порядка 20 гектаров земли в Стрельне на участке от улицы Пристанской до улицы Крылова, одна береговая линия составляет здесь примерно 2 километра. Эта территория вплотную примыкает к участку Стрельнинского яхт-клуба, который располагается в дельте реки Стрелки. Причины, по которым представители этого клуба участвуют в амбициозном проекте, понятны: водники хотят подстраховаться — ведь на картах-схемах развития территории Константиновского дворца один из старейших яхт-клубов города просто не значится.

Положение ВМК №1 еще менее завидно. Его участок к западу от Нижнего парка в Петергофе осенью пойдет с торгов Фонда имущества под жилищное строительство. Договор аренды с водно-моторным клубом был расторгнут КУГИ еще в феврале прошлого года, а к маю нынешнего с территории нужно было убрать лодки. Однако, воз и ныне там, в связи с чем в КУГИ подготовлен иск о выселении, но пока он не отправлен по инстанциям. А ВМК №1, несмотря на расторжение договора, продолжает вносить арендную плату. Кроме того, недавно на стоянку в Петродворце перебазировались некоторые члены водно-моторного клуба «Северянин». Этот кооператив располагался на островке, прилепившемся к набережной Малоохтинского проспекта в створе Таллинской улицы. Договор аренды с ним также был расторгнут, а земля ушла с молотка компании «Фортуна Девелопмент», которая планирует построить там торговый комплекс. Однако «северяне» с насиженным местом расставаться не собирались, и в итоге в ночь на 9 июня некие люди в черном выдворили вахтенного и сторожа с территории. А уже на следующее утро на воротах стояли охранники «Фортуны» и внутрь пропускали владельцев катеров только по документам, чтобы забирали свои лодки. Генеральный директор «Фортуны» Дмитрий Алексеев заявил корреспонденту «Фонтанки»: «Мне как арендатору вменено освободить территорию от имущества третьих лиц и ее охранять. Иначе КУГИ расторгнет с нами договор». Также он предположил, что мотивы, по которым «северяне» упорно отказывались покидать свой остров, носят исключительно меркантильный характер: «Я сам туда приходил инкогнито, чтобы разобраться в ситуации. Мне сказали: хотите оставить свой катер — платите 70 тысяч в год и стойте, сколько угодно. Чему тут удивляться?».

Командор «Северянина» Николай Каряев опровергает эти слова и утверждает, что клуб был социально ориентированным, и для большинства его членов-пенсионеров стоянка обходилась в 50—100 рублей в месяц, а самые дорогие коммерческие места - не дороже 2500 рублей. Взаимным обвинениям водников и девелоперов нет конца. Пока последним эпизодом стали четыре заявления «северян» в милицию по фактам пропажи лодок и другого имущества с уже охраняемой «Фортуной» территории.

Ситуация с «Северянином» наглядно показывает, сколь зыбко положение стоянок катеров и яхт в сегодняшнем Петербурге. По данным Государственной инспекции по маломерным судам, в городе действует всего двадцать шесть баз-стоянок маломерного флота и семь яхт-клубов (на последних стоят не только суда, подведомственные ГИМС, но и более крупные — находящиеся в ведении Речного или Морского регистра). При этом за последние годы три водно-моторных клуба были закрыты, еще в двух кооперативах не решены вопросы аренды. Кроме того, один клуб переехал, были организованы две новые стоянки и ведется строительство еще одного яхт- клуба.

На этом фоне количество маломерных судов в городе постоянно растет. Если к концу прошлого года на учете в ГИМС стояло 40312 судов, то сейчас их количество уже выросло почти на три тысячи. Правда, более 80% судов, которые регистрируются в последние годы, это лодки типа «Зодиак» с надувными бортами.

По словам начальника городского центра ГИМС Александра Камелина, основная и общая для всех яхтенных стоянок проблема — это краткосрочный договор аренды на землю. Как только органы исполнительной власти урегулируют этот вопрос, позволив арендаторам использовать территорию на более длительный срок, у них появится перспектива, и в реконструкцию и благоустройство объектов начнут вкладываться средства — считает он.

С чиновником солидарен и командор ВМК №1, а по совместительству директор дорогой яхтенной стоянки «Франкарди» Олег Канаев. «Без льгот не обойтись. В той же Финляндии яхт-клубы платят аренду, которая составляет всего 0,003% от рыночной ставки. Нам, конечно, тоже нужно разработать такие коэффициенты», — утверждает он. Адекватной ценой за одно место на стоянке называют 3500—4000 рублей в месяц. При этом сейчас ситуация парадоксальна: в ВМК №1 лодку можно держать в течение года за 4500 рублей. А на «Франкарди» стоимость гостевого места составляет 1000 рублей в сутки, а для членов клуба 15000 рублей в месяц.

Гораздо спокойнее положение со стоянками катеров и яхт в городе оценивает директор расположенного в устье Малой Невы «Центра маломерного флота» Кирилл Самойлович. По его словам, неудачи отдельных яхт-клубов — в первую очередь результат неэффективного менеджмента. А так и вопросы с длительным землеотводом можно решить, и арендные ставки для некоммерческих яхтенных стоянок в городе «очень щадящие». Надо отметить, что и стоимость стоянки в «Центре маломерного флота» - ближе к идеальным: это 3—12 тысяч рублей за лодки длиной от 4 до 18 метров. Правда, вступительный взнос в яхт-клуб составляет дополнительные 50 тысяч рублей.

Причины неразвитости яхтинга на Неве Кирилл Самойлович видит скорее в исторических и психологических обстоятельствах. Петербург, хотя и строился как «морские ворота», морским городом никогда не был: у нас нет морской набережной, город смотрит не на Финский залив, а как бы внутрь себя. Поэтому люди к морю не приучены. Кроме того — короткий судоходный сезон, да и ходить-то особенно некуда: Ладога далека и опасна, на выходные не каждый выберется, а низкие берега залива скучны и унылы.

Так что, по мнению Кирилла Самойловича, проблема нехватки яхтенных стоянок в Петербурге пока исключительно относительна — их мало, только в сравнении с прибрежными европейскими городами. А с тем количеством катеров и яхт, которое на сегодняшний день есть в Петербурге, имеющиеся причалы пока справляются: «Когда количество лодок перевалит за 50 тысяч, рынок сам все отрегулирует. Еще год—два и инвестиции в стоянки пойдут». При этом он признает, что пока городские власти проблемам яхт-клубов внимания практически не уделяли. Сейчас этот интерес возрождается, и, как это часто бывает, проблема опережает возможности властей адекватно реагировать на ситуацию.

Генеральная схема размещения и развития объектов маломерного флота в Петербурге до сих пор так и не создана, она появится к концу лета, а до конца года будет рассмотрена в Смольном. Ее разработкой для Комитета по градостроительству и архитектуре занимался Институт строительных проектов. Однако в начале этой весны яхтенные стоянки были переданы в ведение Комитета по транспортно-транзитной политике. В связи с этим был проведен новый тендер, который выиграл опять же Институт строительных проектов, который уже проделал значительный объем работ.

При этом, как отмечает директор института Светлана Смирнова, сама категория «генеральной схемы», то, как она сочетается с Генпланом, до последнего времени не было юридически проработано. Однако, по ее словам, появление генсхем теплоэнергоснабжения города и расположения объектов здравоохранения, подготовленных соответствующими ведомствами, позволяют надеяться, что и с маломерным флотом флотом проблем не возникнет.

В Комитете по транспортно-транзитной политике ход работы над проектом пока не комментируют. Корреспонденту «Фонтанки» сообщили только, что пока результаты планируется представить общественности осенью, а руководитель ведомства Николай Асаул «38 раз» интересовался ходом работ.

Неизвестно, попадет ли в эту генеральную схему территория к западу от реки Стрелки, на которую претендуют активисты-яхтсмены. Однако доподлинно известно другое: в ближайшее время компания «Трансстрой» Олега Дерипаски за 632,5 млн. рублей построит здесь базу катеров ФСО. Это не смущает командора ВМК №1 Олега Канаева. «Еще вице-губернатор Молчанов предлагал нам рассмотреть перебазирование клуба сюда», — отмечает он. При этом база ФСО займет всего 1,6 га — это меньше, чем даже нынешняя территория ВМК №1 — а бесхозная прибрежная зона в районе Стрелки в десяток раз больше. Важно, что одного согласования предлагаемой территории городскими властями недостаточно.

В реализации своего проекта Олег Канаев рассчитывает на помощь города. «Там нужно возводить мощные гидротехнические сооружения — дамбы, фарватер. Ни одному клубу это не под силу. А городу выгодно — будет создана мощная рекреационная зона. Так что, поскольку для относительно небольшой стоянки ФСО все это придется строить, почему бы не расширить проект? Тем более, что все гидротехнические сооружения останутся в собственности города, вне зависимости от того, кто будет арендатором. Это на века», — объясняет он.

Сейчас инициативная группа яхтсменов за свой счет разрабатывает предложения по проектно-сметной документации проекта. В Комитет по транспортно-транзитной политике они могут поступить уже на следующей неделе.

Николай Конашенок,
Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях