Петербург застраивается беззаконно — никакой официально действующей градостроительной документации в городе нет. Есть Временный регламент застройки, есть постановление, отменяющее действовавший высотный регламент, но все эти постановления носят рекомендательный характер. Документ, который будет иметь силу градостроительного закона, только-только появился в недрах КГА. И теперь его с нетерпением ждут и архитекторы, и девелоперы, и жители. Но по «Правилам» Петербург начнет жить в лучшем случае в следующем году.
Правил ждали все — и архитекторы, и девелоперы, и чиновники, и жители города. «Мы очень давно ждали принятия правил землепользования и застройки. Когда это произойдет, наш город станет первым, в котором будет сформирован весь необходимый перечень документов, определяющих регламент застройки. Мы, наконец, уйдем от ситуации, когда при формировании градостроительной документации застройщики вынуждены опираться не на реальный документ, а на его проект, то есть, на правила, которые еще не утверждены, а значит, и не существуют», - прокомментировал появление проекта «Правил землепользования и застройки» (ПЗЗ) начальник аналитического отдела компании Setl City Владимир Копылов. «Эти правила — документ, который важен даже больше, чем Генплан, - поддержал его Александр Карпов, директор Центра экспертиз ЭКОМ. - Генплан определяет общую стратегию развития города, а решение конкретных проблем без этих правил невозможно». «Это - значимый документ для строительного комплекса, который детализирует и конкретизирует положения Генплана уже по отношению к отдельным кварталам», - согласился с ним Николай Пашков, директор по профессиональной деятельности компании «Knight Frank Санкт-Петербург».
Ознакомиться с Правилами землепользования и застройки можно здесь:
Часть 1.
Часть 2.
Напомним, сейчас в Петербурге действует Временный регламент застройки (ВРЗ), в соответствии с которым и принимаются все градостроительные решения. Действовавший с 2004 года высотный регламент отменен 28 декабря 2007 года Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1731. То есть, фактически никаких правил, регулирующих городское строительство, сегодня в Петербурге не существует — все распоряжения носят рекомендательный характер. «Нет ничего неприятнее,чем беззаконие, - охарактеризовали ситуацию в архитектурной мастерской «Студия-44». - То, что сейчас творится с градостроительными нормами — полный абсурд и очень плодотворная почва для всяких спекуляций».
Кроме того, единственный существующий на официальных правах градостроительный документ — Генплан — с первого дня своей «жизни» начал стремительно обрастать различными поправками и дополнительными распоряжениями. «Внесенные поправки в большинстве своем необходимы и обоснованны. В то же время для многих участников рынка их принятие обернулось большой проблемой - изменение или расширение функционального назначения целого ряда зон привели к тому, что те ВРЗ, которые были разработаны компаниями в рамках этих зон до мая 2008 года, теперь признаются не соответствующими Генплану и требуют новой разработки», - рассказывает Светлана Покровская, заместитель директора по развитию компании Setl City. «Особенно болезненно это должно восприниматься компаниями, которые работают не на собственных, а на городских участках и поэтому ограничены в сроках», - добавляет она. Таким образом, появление единого документа, в котором будет жестко и четко прописано — где и что можно строить, а где строить нельзя ни при каких обстоятельствах, с нетерпением ожидают очень многие.
По новым правилам вся территория города будет разделена на 23 зоны различного назначения. Для каждой из них установлены свои предельные размеры земельных участков и предельные размеры разрешенного строительства, а также регламент реконструкции объектов капитального строительства. Предлагается регламентировать минимальную площадь земельного участка, максимальную и (а в некоторых случаях — или) минимальную высоту зданий на территории участка, минимальные отступы от границ земельных участков, максимальные выступы за «красную линию» балконов,эркеров и козырьков, а также ступеней и приямков, максимальную площадь объектов капитального строительства в границах зон жилой застройки, предельное количество малоэтажных жилых домов блокированной застройки, максимальный класс вредности объектов капитального строительства. Разработаны и нормативы, определяющие минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта, минимальное количество мест на погрузочно-разгрузочных площадках на территории земельных участков и минимальная доля озеленения земельных участков.
Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» Александр Викторов, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, высотные параметры определены отдельно для каждой зоны. В большинстве случаев максимальная высота новых зданий и сооружений «привязана» к уже сложившейся фоновой застройке, за исключением исторического центра города и зоны «узловых точек». В исторической части города устанавливается высота, определенная действовавшим высотным регламентом, в который сейчас по заданию губернатора города Валентины Матвиенко тоже вносятся коррективы — причем в сторону понижения высот. В зоне «узловых точек» высота определена только минимальная — по замыслу разработчиков ПЗЗ, эти точки должны стать новыми визуальными доминантами.
Новые нормы, безусловно, правильны и разумны, правда, то, насколько они выполнимы — вопрос открытый. Например, рядом с учебными заведениями высшего и среднего образования предполагается предусмотреть парковку из расчета 1 машино-место на 5 преподавателей и 1 машино-место на 15 студентов. Если учесть, что в главных корпусах СПбГУ обучается не меньше 3-4 тысяч человек, то значит — парковка в районе Университетской набережной должна быть рассчитана минимум на 400-500 машин. На вопрос: «Где ее можно создать?» - Правила ответа не дают.
Настораживает и минимальное количество машино-мест рядом с вестибюлями станций метро — 1 машино-место на 35 человек в часы пик: норма, безусловно, разумная. Вот только для всех станций в исторической части города абсолютно невыполнимая. Вызывают сомнения и требования к озеленению земельных участков. Так, площадь зеленых насаждений на территориях, на которых размещаются больницы, должна составлять не меньше 60% от всей площади участка. Можно не заглядывать даже в исторический центр — достаточно посмотреть на больницы, размещенные в спальных районах, чтобы понять, насколько это требование далеко от истинного положения дел.
Впрочем, к зеленым насаждениям по новым правилам относятся не только кусты и деревья, но и газоны, клумбы, стилобаты и даже зимние сады. И именно такое расширенное толкование понятий настораживает Александра Карпова. «Правила не предусматривают такой параметр, как плотность застройки, - объясняет он. - Разработчики считают, что регулировать плотность можно с помощью норм озеленения и количества машиномест. Но парковки можно упрятать под землю, а зелеными насаждениями объявить небольшие клумбочки или зимние сады на крышах зданий, и таким образом формально требования будут соблюдены, а по факту получится очередной сверхуплотненный квартал».
Впрочем, «Правила» еще не утверждены и не согласованы. Как пояснил корреспонденту «Фонтанки» Александр Викторов, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, общественные обсуждения этого документа начнутся 14 августа и пройдут в каждом районе. «По закону на обсуждения отводится от двух до четырех месяцев, но в начале декабря мы надеемся положить итоги на стол губернатору», - сообщил он.
Обсуждения обещают быть жаркими. «Мы обязательно примем в них участие и будем добиваться, чтобы новый градостроительный документ был принят в той редакции, которая будет максимально учитывать интересы жителей города и позволит соотнести застройку с существующей транспортной инфраструктурой, чтобы не нарушилось функционирование города как единого организма», - заверил Александр Карпов и предупредил, что собирается в первую очередь отстаивать интересы рядовых петербуржцев. «Рынок недвижимости в Санкт-Петербурге находится на пике развития, поэтому есть опасение, что данная редакция генплана, даже с учетом внесенных поправок, стремительно устареет уже в течение ближайших двух лет. Поэтому вполне прогнозируемо, что сейчас девелоперское сообщество будет добиваться принятия очередного пакета поправок», - со своей стороны присоединился к Карпову Николай Пашков.
Напомним, предыдущий вариант ПЗЗ активно обсуждался в 2006 году, но в итоге так и не был принят. По мнению адвоката ЭКОМ Евгения Баклагина, «наиболее существенным недостатком прежнего проекта Правил было то, что территориальное зонирование, осуществленное в Правилах, не соответствовало Генеральному плану Санкт-Петербурга». «Авторы проекта фактически предприняли попытку осуществить «перезонирование» функциональных зон Генерального плана и, тем самым, скрытым образом скорректировать Генеральный план. Таким образом, создается коллизия двух законов, что повлечет невозможность их исполнения», - сказано в его рецензии.
Отметил Евгений Баклагин и низкое качество исполнения высотного регламента в прежнем варианте ПЗЗ. «Регламент не может рассматриваться в качестве юридического документа, поскольку не может быть однозначно прочитан и истолкован. При его разработке были нарушены требования Градостроительного кодекса РФ», - прокомментировал юрист предыдущую попытку чиновников КГА разработать этот нормативный документ.
«Фонтанка» обещает своевременно освещать все этапы обсуждения этого документа.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру
Градостроители перестанут жить по понятиям
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ