На Петербурге проверили эффективность теории управляемого хаоса. Два дня по неофициальным источникам информации распространялись сведения о якобы происшествии на ЛАЭС в Сосновом Бору. Народ скупил йод в аптеках и водку в магазинах, знакомые, друзья и родные оборвали друг другу телефоны. «Сарафанное» радио сработало «на ура». Вброшенная «деза» распространялась с бешеной скоростью. Удивляло только одно: почему молчат власти?
Говорили только СМИ, в редакции которых в течение суток поступали звонки с единственным вопросом: «Это правда?». Несмотря на то, что журналисты, в свою очередь, оборвав телефоны соответствующих служб, кричали: «Это не правда», - народ не верил. По принципу «дыма без огня не бывает», шли либо в аптеку за йодом, либо в магазин за водкой.
Хаос и теоретики
Первичная информация о якобы имевшем место выбросе на ЛАЭС распространялась по ICQ с помощью SMS. По мнению специалистов Совета по региональной стратегии, на практике реализуется теория управляемого хаоса. На самом деле, управление хаосом — это едва ли не наука. О технологии манипуляции неосознанной толпой, в том числе и с использованием этой методики, в одной из своих книг пишет историк семиотики и политолог Георгий Почепцов.
По его мнению, есть две вещи, заставляющие действовать человека на подсознательном уровне. Обе они связаны с сохранением и продолжением жизни: это страх и секс. Суть технологии управляемого хаоса и заключается в том, что, посредством неофициальных коммуникаций, распространяется слух, влияющий на эти две эмоции. Расчет прост. Даже если возникает логичное обоснование недостоверности информации, определенная доля сомнения все равно остается. И она заставляет людей «на всякий случай» предупреждать своих знакомых о возможной опасности. И предпринимать меры для самосохранения. Тем самым слух «продолжает жить» достаточное количество времени.
Технологий борьбы со стремительно распространяющимися слухами такого рода очень мало. Человек склонен доверять своим друзьям и знакомым, нежели официальной информации, по принципу: «Раз отрицают, значит, наверняка что-то было».
В истории с ЛАЭС был сделан акцент на впечатлительных женщин «бальзаковского» возраста. Так как «информационными террористами» якобы были сделаны звонки в детские сады, образовательные и иные социальные учреждения, руководителями которых чаще всего являются женщины. На следующий день после первой информационной атаки, новость о взрыве на ЛАЭС начала размножаться в интернете. И через несколько часов о якобы взрыве на станции знал уже весь город.
"А что же бургомистр?"
Многие ждали реакции властей. Но губернатор Валентина Матвиенко находится в Израиле. Вместо нее и.о. главы города остался вице-губернатор Виктор Лобко. Однако первое официальное сообщение пресс-службы губернатора поступило вчера в 15:45. Смольный распространил информацию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в которой содержалось всего несколько строчек: «Северо-Европейское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит СМИ довести до сведения жителей: Ленинградская АЭС эксплуатируется в нормальном режиме, радиоактивных выбросов не было, радиационная обстановка на АЭС и в 30-километровой зоне на уровне естественного фона». Уже сегодня и.о. губернатора на вопрос, почему сразу после появления слухов не было дано опровержение, заявил «Фонтанке»: «Опровергать то, чего нет — порождать опасения. Это, во-первых. Во-вторых, ЛАЭС находится в другом субъекте федерации. Там есть свои структуры, отвечающие за безопасность. Мы посчитали, что информации ГО и ЧС по Ленинградской области достаточно».
Руководство Ленинградской области, в свою очередь, решило воздержаться от комментариев. Только в четверг был дан брифинг. Да и то, всего лишь мэра Соснового Бора. Правда, какую роль играет мэр города «атомщиков» и при чем он тут вообще, непонятно. К тому же к этому времени даже те, кто не верил до последнего момента, что никакого выброса не было, успокоились.
Вдруг война, а я - без противогаза...
Кстати, о том, как поступать, если подобное происшествие, действительно, случится, никто на самом деле не знает: кого слушать и куда идти, срочно уезжать из города или запереться дома. Как рассказал начальник отдела по работе с органами военного управления и органами по делам ГО и ЧС Смольного Владимир Хозяинов, в городе существует система оповещения населения. Если бы на ЛАЭС произошел взрыв, то на оповещение работали бы все телевизионные каналы и радиоточки, на улицах заработали бы громкоговорители, работоспособность которых проверяется ежегодно. По словам Хозяинова, гражданам рассказали бы о местах сбора для эвакуации, где располагаются пункты выдачи противогазов и индивидуальных средств защиты, а также питьевой, не зараженной воды. «Все, что нужно было бы гражданам, - это точно соблюдать инструкции», - уверен начальник и добавил, что пить йод или водку в таких случаях — «большая глупость».
Однако, что делать, если эта система оповещения не сработает, а сотовая связь пропадет, - так и не понятно. Мало кто в городе знает, куда точно идти за противогазом. Ведь основам безопасности жизнедеятельности нас всех учили только в школе. И курс состоял чаще всего из шитья марлевых повязок, учений-развлечений с тасканием на носилках и рассказов о хлоре с аммиаком.
Большинство читателей «Фонтанки», судя по результатам нашего опроса, отреагировали спокойно. На вопрос: «Как вы отнеслись к слуху про ЧП на ЛАЭС?», 40,35 процента респондентов решили, что «бред это все». 23,81 процента ответивших все же испытывали тревогу. Почти столько же оказалось скептиками, посчитавшими, что правду сразу не скажут. Такая реакция, возможно, — отклик на события 1986-го года, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Когда уже за рубежом кричали о повышенном радиационном фоне - в СССР молчали до последнего. Посему нашлись среди наших читателей, к счастью, всего 3 процента, кто, не переставая, пил йод, 4,78 процента, собравших чемоданы и детей, подготовились к эвакуации. И 3 процента граждан, которые решили, что «поздно пить «Боржоми». 2 процента пытались вспомнить, где находится ближайший бункер. Но с этим — сложнее всего. Ибо трудно вспомнить то, о чем не знаешь. Особенно, если этого не знают даже в районных администрациях.
«Фонтанка» попыталась узнать, где можно получить противогаз в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Результаты неутешительны. В дежурной службе Адмиралтейского района нас переадресовали в МЧС. Там, в свою очередь, пояснили, что противогазы выдаются либо по месту работы — в организации (странно, но в нашей компании их не обнаружилось, - только огнетушители), либо по месту жительства, но где точно — нужно узнавать в районе. Снова звонить в администрацию смысла не было.
В Василеостровском районе нас тоже «послали» (в МЧС) и даже назвали телефон, по которому стоит звонить: «01». В Кировском районе тоже переадресовали, правда, недалеко, в районное управление ГО и ЧС. Там пояснили, что если от дома до метро добежать за 10 минут можно, то бежать следует туда. В метро все есть: и вода, и противогазы. А так — йод: «Две капли на стакан воды». Но заверили, что если действительно ЧС произойдет, то пункты обеспечения безопасности тут же будут открыты и о них сообщат.
Главное — чтобы успели.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Сплошные мутанки
Один день паники, или «Записки слушателя «сарафанного радио»
Выпей Йоду! - полечи нервы
А если война, а если в поход...
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ