Наше телевидение отпраздновало День Победы. По традиции 9 мая и всю предшествующую этому дню неделю ведущие каналы страны не уставали обрушивать на зрителя потоки бравурно-патриотической риторики – временами искренней, но чаще - не очень. Праздник со слезами на глазах в очередной раз стал для ТВ надежным поводом поработать с массовым сознанием россиян.
То, что российское ТВ именно 9 мая сильнее всего напрягает свои агитпроповские мускулы, выжимая из эфира максимум пафоса и громоподобного официоза, понятно. Победа над фашизмом – наверное, единственное событие из истории XX века, которым наша страна может гордиться. Это последний оплот для давно покрывшегося коррозией национального самосознания, неугасающий символ выстраданного величия страны. Был, конечно, еще полет Гагарина, однако в наши дни 12 апреля, День космонавтики – праздник, скорее, корпоративный, узкопрофессиональный, а никак не всенародный. Так что 9 мая сегодня – тот единственный день в году, когда просыпающееся в индивиде чувство патриотизма является признаком элементарной социальной вменяемости, а не следствием тщательной промывки мозгов или, прости Господи, победы сборной России по футболу.
Думается, не надо подчеркивать, что телевидение подходит к празднованию Дня Победы с особой обстоятельностью. Для создания нужной идеологической атмосферы используется хорошо зарекомендовавший себя набор средств: старые советские кинофильмы о войне плюс современные сериалы и ленты на ту же тематику и, конечно же, сборные концерты с непременным участием зубров эстрады. Ничего принципиально нового 9 мая телеканалы не предлагают на протяжении последних лет пятнадцати. Впрочем, новаторства в данном случае и не требуется. Главным для повелителей эфира является достижение нужного звучания, совмещение бронебойного ура-патриотического пафоса со скорбью, сведение воедино залпов салюта и тех самых извечных слез на глазах.
Впрочем, одна относительно новая тенденция в этом году в телеэфире замечена была: большинство каналов в канун Дня Победы предпочли украсить свои логотипы изображением, имитирующим георгиевскую ленточку. Таким образом поступил даже деловой телеканал «РБК», далекий от всякого рода пафоса и чуждый любым массово-патриотическим акциям. Ту же ленту в праздничные дни носили практически все ведущие информационных программ. К слову, среди российского населения отношение к превращению георгиевской ленточки в патриотический бренд далеко не столь однозначное. Большинство граждан охотно украшает черно-оранжевыми полосками материи одежду, сумки и антенны машин. Но есть и те, кто декларативно заявляет (главным образом – в Сети): мне георгиевская ленточка не нужна. Мотивировка при этом может быть разной – от «не имею права ее носить», до «не участвую в кремлевских флэшмобах».
Российское телевидение – не интернет. Если последний тип медиа у нас в стране чаще всего «против», то первый (коль скоро речь идет о государственных вещательных ресурсах) – неизменно «за». Взять ту же подготовку к параду на Красной площади, в котором, как известно, в этом году – впервые за последние 17 лет – приняла участие боевая техника. Репетиции парада освещались телеканалами так, как если бы речь шла о каком-то судьбоносном политическом событии. Корреспонденты ведущих информационных программ, стоя на центральных улицах Москвы, в прямом эфире рапортовали: бронетехника движется по столице. При этом лица их были по-детски счастливыми, а вид танков, ползущих по белокаменной, именовался репортерами прекрасным и величественным зрелищем. Осмелюсь предположить, что не все жители страны готовы были разделить восторг корреспондентов «Первого» и «России». Ведь наверняка многим кадры с заполнившей московские магистрали боевой техникой напомнили о событиях августа 91 года. Согласитесь, не самая прекрасная аллюзия.
Не обошлось накануне Дня Победы без незатейливого политического пиара. Так, в одном из выпусков программы «Время» был показан сюжет об оренбургском ветеране, участнике парада Победы 45-го, которого впервые за последние 63 года пригласили на праздничные торжества в Москву. Как оказалось, материал вышел в эфир совсем не просто так: осенью прошлого года в ходе прямой линии с президентом об игнорируемом чиновниками фронтовике спрашивала его дочь. Тогда Владимир Путин извинился за нерадивых госслужащих, все забывающих пригласить ветерана на парад на Красной площади, и пообещал непременно исправить ситуацию. И вот «Первый» продемонстрировал нам: Путин свое слово держит и простой народ не обманывает. Короче говоря, настоящий национальный лидер.
Для превращения Дня Победы в мощнейшую пропагандистско-патриотическую акцию наше ТВ комбинирует художественно-агитационные средства из двух арсеналов – советского и современного. Киноиндустрия СССР, как известно, сделала все, чтобы превратить Великую Отечественную в набор штампов и мифов. Не говорю о действительно замечательных кинофильмах вроде «Хроники пикирующего бомбардировщика», «Восхождения» или «Проверки на дорогах». Но вот бравурно-официозная эпопея Ю. Озерова «Освобождение», по традиции показанная «Первым каналом» 9 мая - дело другое. Здесь о войне говорится сухим и бесконечно лживым языком советского учебника по истории, где Сталин – мудрый отец народов, а Жуков – не просто великий полководец, но еще и просто душевный русский мужик, любящий в минуты грусти растянуть гармонь.
В этом году современных фильмов о войне на телеэкране было гораздо больше, чем советских кинолент. Что интересно – зачастую телеканалы выбирали для показа не самые однозначные картины. Например, 8 мая «НТВ» поставило в программу передач драму Режи Варнье «Восток – Запад» (весьма конъюнктурную ленту о тоталитарных ужасах послевоенной жизни, с которыми сталкивается приехавшая в СССР француженка), а «Первый» показал фильм Дмитрия Месхиева «Свои» - явно переоцененную критиками картину, претендующую, надо полагать, на открытие своей доли правды о Великой Отечественной. 9 мая «НТВ» продолжило в том же духе, продемонстрировав военную драму «Последний бой майора Пугачева» (фильм по мотивам «Колымских рассказов» Шаламова) и картину Сергея Говорухина «Ворошиловский стрелок», без которой в последнее время на данном канале не обходится ни один государственный праздник. Своя логика в показе говорухинского фильма в День Победы была: народ увидел психотерапевтическую историю о том, как постаревший Жуков-Ульянов, в очередной раз спасает Отечество – уже не от фашистской нечисти, а от буржуйско-бандитской саранчи.
Состоялось в праздничный день и несколько телепремьер. Так, по каналу «Россия» был показан фильм «Мы из будущего» - шизофреническое тинейджерское кино о четверке «черных следопытов», попадающих в 1942-ой год. «Первый» ответил своему главному конкуренту премьерой четырехсерийного фильма «В июне 41-го» с Сергеем Безруковым в главной роли. О проектах с участием этого артиста автору настоящей статьи уже приходилось писать неоднократно, и всякий раз – исключительно в критическом ключе. Дабы не быть заподозренным уважаемыми читателями в предвзятом отношении к дарованию Безрукова, переложу работу по рецензированию картины на плечи других и процитирую телезрителей, делящихся впечатлениями от нового фильма на «Первом» в своих блогах. Вот лишь некоторые цитаты (стиль авторов сохранен): «Это как раз то, чего девятого мая стоит опасаться больше всего – пошлость...»; «...в основном действие сводится к тому, что молодой лейтенант-пограничник носится по лесам в Западной Белоруссии и убивает немцев... Я не досмотрел примерно с полчаса ленты, но подозреваю, что за это время герой убил вообще всех немцев, живших на планете» (пользователь «Живого журнала» «ivan_bel»). Или: «Бегает этакий Терминатор - крепкий орешек с подбитой ногой, с ранением в спину... Это пахнет американовщиной … Надо помнить, что герой - это Народ, а не красавчик Безруков, клянущейся в любви на смертном одре…» (пользователь «zoika_chudo»). И наконец, самая лаконичная сетевая рецензия: «Как что-то опошлить? Снять кино про это с Безруковым в главной роли» (юзер « i_satyr»). Глас народа, как говорится...
О кремлевских концертах ко Дню Победы промолчу – здесь все было как обычно: бессменные Кобзон, Розенбаум и «Любэ», массовка, изображающая лихо отплясывающих советских бойцов, и иные привычные глазу проявления патриотической клюквы. Скажем телевизионным продюсерам спасибо хотя бы за то, что никто из молодых звезд эстрады на этот раз не испохабил песни военных лет. Для нашей современной культуры это уже большое достижение.
Сергей Ильченко-мл.
День Победы как телевизионный формат
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ