Бумажные проездные билеты в Петербурге постепенно уходят в прошлое. С 1 мая 2008 года они сохранятся только у льготников. Все остальные, наконец-то, смогут по достоинству оценить все прелести и недостатки единой БСК. С 16 апреля система уже апробируется на школьниках. Как будет работать электронный проездной, выяснял корреспондент «Фонтанки».
С 1 мая большинство горожан, которые захотят оформить Единый проездной билет на месяц, получат из окошка кассы метрополитена не 2 карточки, как раньше, а одну - бесконтактную смарт-карту. Бумажное приложение для проезда в наземном транспорте будут выдавать только петербуржцам, имеющим льготы на проезд. То есть пенсионеры и инвалиды будут получать его до тех пор, пока их не переведут на Единый проездной. Как объяснили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе петербургского метрополитена, связано это с тем, что переход с одного вида карточек на другой проводится постепенно, в несколько очередей, и до конца года от системы «2 карты в одни руки» избавятся окончательно.
Теперь кассир метрополитена производит одну операцию — на карту за один заход записывается информация и о проезде в подземке, и на наземном общественном транспорте. Количество поездок в подземке, как и раньше, будет ограниченным — спуститься можно будет 70 раз за месяц, а на трамваях, троллейбусах или автобусах обладатель пластиковой карточки сможет в течение месяца кататься сколько захочет.
По словам специалистов, эффект от полного перехода на электронные БСК следующий: оперативно собирается вся информация о том, когда, сколько пассажиров, с какими проездными документами находились в салоне транспортного средства. Прежде подобные сведения собирались в ходе длительных и дорогостоящих исследований пассажиропотоков. Получаемые данные нужны для планирования транспортной работы, на их основе может приниматься решение об увеличении количества рейсов на том или ином социальном маршруте, и о корректировке его трассы. То есть, допустим, в результате мониторинга видно, что один маршрут на определённом направлении в какие-то часы перегружен, а другой наоборот — свободен, тогда принимается решение о переносе единиц техники со второго на первый.
В большинстве случаев система работает по старинке: кондуктор считывает информацию с карточки с помощью знакомого уже всем петербуржцам валидатора (устройство, предназначенное для визуализации информации документов). Как объясняют в «Петербургском бюро транспортной информации», никаких дополнительных расходов смена системы проездных билетов не предусматривает. Дело в том, что программное обеспечение, поставляемое заказчику вместе с валидатором, обновляется почти каждый месяц, поэтому изменение информации, что теперь необходимо считывать не штрих-код, а электронный, произойдёт автоматически.
Однако в ближайшем обозримом будущем в комитете по транспорту надеются постепенно избавиться от кондукторов со считывающими устройствами в руках. Сейчас в тестовом режиме работает автобусный маршрут № 85. Пассажиры прикладывают свои смарт-карты к валидаторам, установленным в салоне. У тех, кто не пользуются БСК, деньги за проезд принимает водитель, у которого в кабине установлена контрольно-кассовая машина. Как стало известно, в этом году стационарными валидаторами будут оборудованы около 300 городских автобусов. Используя систему стационарных электронных «компостеров», город, во-первых, избавляется от непопулярной профессии «кондуктор» (часть специалистов станут контролёрами), а, во-вторых, позволяет в режиме реального времени отследить, сколько вошедших пассажиров заплатили за проезд, и если "зайцев" много, целенаправленно вызвать контролеров именно в этот автобус. Дело в том, что во всех оборудованных валидаторами автобусах устанавливаются специальные датчики на дверь, которые фиксируют количество вошедших в салон горожан. Если данные сильно отличаются от количества «приложившихся» к «компостеру», бортовой компьютер транспортного средства посылает через спутник сигнал в диспетчерскую. При входе вызванный контролёр автобуса блокирует все валидаторы и двери, и только потом начинает проверку карточек пассажиров.
Схема, по которой сейчас работают некоторые городские маршруты, когда пассажиры пропускаются только в переднюю дверь, не будет работать в новых условиях. Также в салоне автобуса не предусматривается установка турникетов, которые бы пропускали пассажиров. Эта система в настоящий момент работает в Москве. Как убедился корреспондент «Фонтанки», прокатившись в московском трамвае, проблем от турникетов больше, чем выгоды: вместо кондукторов, которые были в каждом салоне, теперь чуть ли не на каждой остановке появилась будка по продаже жетонов (стоимость одного составляет 17 рублей). Не успел купить — плати водителю на входе, причём уже 25. А на остановках происходит давка — каждый человек должен приложить к турникету БСК или вставить бумажный жетончик, после этого пройти в салон — всё это занимает определённое время. Получается, что на поездку между остановками трамвай тратит около 5 минут, а пассажиров в салон запускает в течение 10 минут.
Переход на единую электронную систему оплаты поездок, как рассчитывают в городском комитете по транспорту, должен упростить жизнь и владельцев автомобилей. Перехватывающие парковки, которые город организует в районах сложных транспортных узлов, смогут начать работу не только с метрополитеном, но и с наземным транспортом. Так, в этом году планируется открыть ещё 2 таких парковки — в Купчино и на Парнасе, там они будут совмещены с автобусными станциями. При этом система такая же, как и на стоянке возле станции метро «Ладожская» - на выходе водителю выдаётся карточка, он весь день ездит на общественном транспорте, а по возвращению просто оплачивает поездки и забирает свой автомобиль.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Единый БСК в цифровом формате
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ