Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) будет вести базу данных по тиражам выпускаемых в России газет и журналов. Получить сведения из нее бесплатно сможет любой желающий, в том числе потенциальный рекламодатель. Соответствующий административный регламент, утвержденный Министерством культуры и массовых коммуникаций, вступит в силу в ближайшее время. Но он не гарантирует получения достоверной информации.
Статистическая и аналитическая информация по результатам анализа тиражей печатных изданий будет также размещаться на сайте Роспечати и использоваться для подготовки ежегодного отчета о рынке периодической печати. По запросу любой организации или гражданина в течение 25 дней федеральное агентство обязано предоставить информацию о тиражах газет, журналов, альманахов или иных печатных СМИ. О каждом издании сообщаются сведения о тираже, формате, среднем объеме (полосности), цветности, языке, наименовании и адресе типографии, территории распространения и т.д. Если они, разумеется, есть в информационных массивах агентства.
Формировать базу данных будет подведомственная Роспечати ФГУ «Российская книжная палата». Предполагается использовать несколько способов сбора сведений о тиражах. Во-первых – анализ выходных данных издания, содержащихся на обязательном экземпляре (каждый издатель обязан высылать определенное количество экземпляров в Российскую книжную палату). Во-вторых – мониторинг периодических печатных изданий и открытых источников информации, в том числе в сети Интернет. В-третьих – получение от издательств и редакций СМИ статистической отчетности по специальной форме, действующей с 2005 года.
Все эти источники (особенно некие ресурсы в Интернет) не гарантируют достоверную информацию. Так или иначе Российская книжная палата или федеральное агентство будут опираться на сообщаемые самими издателями цифры о тиражах – указанные в выходных данных или в статистической отчетности. Согласно заявлению Национальной тиражной службы, «практика завышения тиражей газет и журналов сегодня является скорее правилом, нежели исключением. Не случайно российский рынок СМИ принято называть «мутным». Зачастую тиражи раздуваются ради мнимого увеличения стоимости рекламного контакта. Не вполне можно опираться и на статистическую отчетность: малые предприятия – издатели, могут вообще ее не предоставлять, а зачастую этой обязанностью пренебрегают и крупные компании.
Подобной практике способствует и отсутствие реальной ответственности за завышение тиражей. Непредставление статистической информации или сообщение недостоверных сведений влечет для руководителя издательства штраф максимум в 5000 рублей. Выпуск или распространение изданий с неполными или заведомо ложными выходными данными может привести к штрафу до 15 тысяч рублей (10 на издателя и 5 на руководителя) и даже к конфискации продукции средства массовой информации. Но таких случаев мало.
Источником достоверных сведений должна была стать Национальная тиражная служба – независимая некоммерческая организация по контролю за тиражами и распространением периодических изданий. Она была учреждена почти 10 лет назад при участии Союза журналистов России, Российской ассоциации рекламных агентств и ряда других профессиональных организаций. Однако пока сертификацию прошли меньше 600 газет и журналов, в том числе только четыре петербургских издания.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Вся правда о тиражах
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ