Одно из самых громких "экстремистских" (так его восприняли в обществе) уголовных дел уходящего года на днях отправится в суд. В результате многочисленных следственных метаморфоз в убийстве выпускника Аграрного университета Дамира Зайнуллина обвиняется лишь одна студентка Института иудаики Мария Хапилина, которая закончила ознакомление с материалами дела. При этом дело квалифицируется как обычное "бытовое" убийство, совершённое на почве личной неприязни, возникшей во время случайной ссоры. В этом деле теперь нет ни экстремизма (впрочем, в квалификации преступления его не было изначально), ни соучастников - только девушка, которая, по версии следствия, встретив молодого человека, зарезала его.
Логика следствия, в общем-то, понятна. Практика показывает: суды присяжных часто признают невиновными молодых нацистов, которых обвиняют в убийствах людей с тёмным цветом кожи. Причины не загадочны - следствию не удаётся собрать достаточно веских доказательств вины подсудимых, что связано с вполне объективными причинами. Во-первых, у правоохранительных органов чрезвычайно мало квалифицированных кадров. Во-вторых, уличные спонтанные убийства, в которых участвуют несколько человек, действительно чрезвычайно сложны с точки зрения доказывания персональной роли каждого из участников. Кроме того, следствие изначально рассматривало версию убийства на национальной почве лишь как одну из многих, проводя черту между неформалами и экстремистами.
В данном случае недоверчивости присяжных опасаться не стоит: Мария Хапилина обвиняется по 1-му пункту 105-й "убойной" статьи Уголовного кодекса, для которой рассмотрение дела судом присяжных не предусмотрено. Вот, если бы был 2-й, "групповой", пункт... Но, по версии следствия, Мария Хапилина убила Дамира Зайнуллина одна. Остальные стояли рядом...
Хотя, говорят, Мария как раз рассчитывала на присяжных - молодая хрупкая девушка вполне могла претендовать на симпатии 12-ти обывателей. Но, видимо, она не знала, что станет единственной кандидаткой в участники преступления. Наверное, потому девушка теперь полностью отрицает свою вину - об этом сообщил нам её адвокат Сергей Костюк. Зато следствие может чувствовать себя более-менее уверенно - обычные суды, как правило, совсем неэмоционально воспринимают доводы обвинения, в отличие от далёких от юриспруденции присяжных.
Тем более, что со свидетельскими показаниями должно быть "всё нормально" - сомнения в этом пропали, когда многочисленные задержанные по этому делу молодые люди оказались на свободе с благополучным статусом свидетелей. Что полностью соответствует народной милицейской мудрости: "хороший" свидетель всегда лучше "плохого" обвиняемого.
Даже самый молодой участник этой компании, который, насколько нам известно, стал зачинщиком трагически закончившейся драки, оказался ни при чём. Ведь наше законодательство не предусматривает привлечение к уголовной ответственности лиц, не достигших 16-летнего возраста, за исключением случаев, когда их обвиняют в совершении тяжких преступлений. Предъявить этому парню убийство не получилось, что касается всего остального – на момент гибели Дамира Зайнуллина ему не было и 16-ти лет.
Сергей Николаев
*
Число преступлений на экстремистской почве в 2007 году сократилось по сравнению с прошлым. Но изменения эти — не существенные, и повода для спокойствия нет. Такой вывод был сделан накануне на совещании в прокуратуре Петербурга.
Как сообщает пресс-служба ведомства, всего в 2007 году в Петербурге зарегистрировано 763 преступления в отношении иностранных граждан. По фактам нападений 193 уголовных дела направлены в суды города. Наибольшее количество преступлений в отношении иностранцев в текущем году было совершено в Центральном, Адмиралтейском, Невском районах, а также в метро.
Преступлений, связанных с экстремистскими проявлениями, в 2007 году было зарегистрировано 10, по девяти из них возбуждены уголовные дела. Кроме того, экстремистский мотив, как одна из основных версий, отрабатывается в ходе расследования 27 уголовных дел, совершенных в отношении иностранных граждан. Наибольшее количество преступлений экстремистской направленности совершено в Центральном, Курортном и Приморском районах Санкт-Петербурга.
Несмотря на общее улучшение ситуации, угроза для иностранцев сохраняется. Как признают в прокуратуре Санкт-Петербурга, «должных мер по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности, а также по проведению профилактической работы с лицами, склонными к совершению и ранее совершившими правонарушения и преступления данной категории (в том числе несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным объединениям), не осуществляется». Низкая раскрываемость таких преступлений во многом обусловлена отсутствием надлежащего взаимодействия внутри самих правоохранительных органов. Кроме того, Комитеты по молодежной политике и образовательные структуры Санкт-Петербурга не уделяют должного внимания профилактическим работам по борьбе с экстремизмом. Плохо осуществляется и мониторинг периодических печатных изданий с целью выявления публикаций экстремистского характера. Все это дает неплохую почву для того, чтобы преступления на экстремистской почве продолжали планомерно совершаться.
Ранее по теме:
Подозреваемой в убийстве татарина "нечего скрывать"
Эксцесс исполнителя
Неформальное убийство
Дамира Зайнуллина убили не экстремисты
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ