Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество ОБЛИК ГОРОДА ОПРЕДЕЛЯЮТ И ВКУСЫ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ

ОБЛИК ГОРОДА ОПРЕДЕЛЯЮТ И ВКУСЫ ЕГО ЖИТЕЛЕЙ

976

Честно признаться, “Фонтанка” даже не ожидала, что в адрес Председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Олега Харченко придет такое количество вопросов. Весьма отрадно, что петербуржцам по-прежнему небезразличен внешний вид и облик их города. Бдительные горожане подмечали как общие проблемы, так и частности, и обращались к главному архитектору города за ответами.

Честно признаться, "Фонтанка" даже не ожидала, что в адрес Председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Олега Харченко придет такое количество вопросов. Весьма отрадно, что петербуржцам по-прежнему небезразличен внешний вид и облик их города. Бдительные горожане подмечали как общие проблемы, так и частности, и обращались к главному архитектору города за ответами. Олег Харченко ответил на все присланные вопросы.

- Олег Андреевич, почему при реконструкции зданий в центре города грубо нарушаются нормы по высоте зданий. Это меняет силуэт города и нарушает сложившиеся ансамбли. Например, дома на Почтамтской улице, на Мойке, где над историческими зданиями появляются громоздкие надстройки. И еще вопрос: уместно ли появление нового торгового центра в сквере Герценовского института у Казанского собора? (Морозов Александр Иванович)

- Первое: норм, ограничивающих высоту зданий в центре Петербурга, не существует со второй половины XIX века, когда было отменено легендарное «не выше карниза Зимнего дворца». Вопрос о высоте каждого вновь возводимого дома в охранной зоне центра Петербурга решается индивидуально – либо Научным советом по охране культурного наследия при губернаторе Санкт-Петербурга, либо Коллегией советников Градостроительного совета. Вот вы считаете громоздкой верхнюю часть дома на Почтамптской. А купол Мухинского училища Вам таким не кажется?

Что касается второго вопроса, то проект коммерческого центра на Казанской, 5 одобрен Градостроительным советом Санкт-Петербурга и высоко оценен коллегами и архитектурной критикой. Авторы этого проекта удостоены за эту работу премии Санкт-Петербургского Союза архитекторов и награды всероссийского смотра-конкурса «Зодчество».

- Строительство кольцевой автодороги, видимо, вносит свои коррективы в застройку. Следующий вопрос связан именно с этим: «Есть ли какие-то планы по застройке вокруг КАД?» (Larisa Minkova)

- Комитетом по градостроительству и архитектуре разработана Концепция функционального зонирования территорий вдоль восточного полукольца КАД. В числе прочего она рассматривает 14 узлов пересечения КАД с вылетными магистралями и близлежащие к трассе населенные пункты. Вдоль КАД предусматривается размещение объектов обслуживания самой дороги, логистических центров, придорожного сервиса, учреждений торговли и общественного питания. В «зоне влияния» КАД определены места для строительства компактных малоэтажных поселков. Застройка вдоль КАД не будет сплошной: сооружения будут чередоваться с обширными зелеными территориями.

- Я хочу у вас узнать о будущем «подземного» Петербурга - метрополитена. Не одно поколение ленинградцев гордилось тем, что в их городе существует неповторимый ансамбль подземных дворцов. Идёт подготовка города к 300-летию, восстанавливаются и ремонтируются памятники архитектуры: А станции метро первой очереди, являющиеся памятниками – о них забыли?

Кто отвечает за внешний вид станций петербургского метрополитена, в том числе станций, являющихся государственными памятниками?

Будет ли введено ограничение на размещение рекламы в метрополитене?

Когда вы последний раз пользовались метрополитеном?» (Бодня Олег Юрьевич)

- За внешний вид станций метрополитена, в том числе, состоящих на учете Комитета по охране памятников, отвечает ГП «Метрополитен – Санкт-Петербург». Службой главного художника города разработана Концепция упорядочения торговли и рекламы в метрополитене, а также предложения по унификации рекламоносителей и развитию системы информационных указателей в метро.

Вообще нужно сказать, что метрополитен тоталитарной эпохи строился как подземный дворец, такова была идеологическая сверхзадача. В демократических странах метро – не дворец, скорее, подземная улица. Нашему метро тоже предстоит проделать путь от бывшего дворца к разумно организованной, комфортной и эстетически привлекательной подземной улице. А метрополитеном я пользовался на прошлой неделе.

- Cкажите, вам не стыдно утверждать проекты застройки, которые приводят к уничтожению скверов и парков, или вы спохватитесь, когда будут задыхаться ваши дети и внуки, как задыхаемся мы, жители центральных районов. Второе: расскажите, как вас убедили дать разрешение на строительство элитного жилья на территории бывшей кинокопировальной фабрики (Каменный остров, 2-Березовая аллея 13/15). Ведь законодатели запретили жилое строительство в зонах отдыха» (Матушкевич С.С.)

- Как и вы, я живу в центре города и, уверяю вас, не желаю зла ни своим детям и внукам, ни вашим. Реконструкция же территории кинокопировальной фабрики происходит на законных основаниях. Фабрика была приватизирована и, по действующему законодательству, ее владельцы получили полное право поступать со своей недвижимостью и землей по своему усмотрению. Замена промышленной функции на жилую соответствует политике вывода фабрик из центра города и, тем самым, улучшению экологической обстановки.

- Как вы, господин Главный архитектор, допускаете в Петербурге все эти чудовищные башенки, арочки, крупнопанельно-краснокирпичных монстров и прочую антиархитектуру и тошнотворную безвкусицу, наводнившую город за последнее десятилетие? Почему Эрику Моссу его стеклянные "мешки" ставить у Мариинки нельзя, а местным "умельцам" - закрывать вид от Князь-Владимирского собора на Васильевский каким-то чудовищным бараком с аркадой можно? Почему стеклянную лестницу к Дому книги пристраивать нельзя, но при этом можно портить вид на главное здание Военно-Медицинской академии от Финляндского вокзала каким-то монструозным ларьком или городить убогую автозаправку веселенькой расцветочки на Театральной площади? Доколе? С неизменным почтением, А. А. Аблеухов

- Все эти «чудовищные башенки, арочки и пр.» рисует не главный архитектор. Так что адресуйте Ваши дефиниции – «антиархитектура, тошнотворная безвкусица» и т. п. – непосредственно авторам проектов, а также их заказчикам, которые в большинстве своем стремятся сэкономить на архитектурном решении и отделочных материалах. Кстати, многие практикующие архитекторы считают согласование проектов противоправной цензурой. То есть, одни говорят, что, отвергая проект, главный архитектор: а.) попирает свободу творчества, б.) тормозит инвестиционный процесс. Другие спрашивают: «Как вы, господин Главный архитектор, допускаете?». Вы ведь, уважаемый г-н Аблеухов, догадываетесь, что состояние архитектуры отражает не только волю одного человека, но и экономику общества, и уровень строительной культуры, и вкус массового потребителя.

Что касается упомянутой вами стеклянной лестницы, слышу о ней впервые, ко мне с таким проектом никто не обращался. И последнее: Эрик Оуэн Мосс участвует в конкурсе на новое здание Мариинского театра наряду с другими лидерами зарубежной и отечественной архитектуры.

- И вдогонку – еще один вопрос про Мариинский театр: «Как сейчас обстоит дело со столь скандальным проектом нового корпуса Мариинки? Чем именно она не устраивает город? Только ли своей модерновостью? Может, еще какие-то причины? Ведь модерновость в центре - это не так уж и плохо» (Альбина)

- Согласен с вами, уважаемая Альбина: «модерновость» в центре – это не так уж плохо. Каждая архитектурная эпоха вправе внести свою лепту в облик города. Только при этом хотелось бы, чтобы «модерновая» архитектура не уступала качеством исторической. Именно поэтому Министерство культуры России распорядилось провести международный конкурс на проект новой сцены Мариинского театра с участием архитектурных звезд. 9 июня в Санкт-Петербургской Академии художеств откроется выставка конкурсных проектов. Вы сможете посетить ее и отразить свое мнение в книге отзывов. Перед выбором лауреата международное жюри непременно ознакомится с отзывами горожан. Итоги конкурса будут объявлены 28 июня. Более подробную информацию о конкурсе Вы можете почерпнуть на архитектурной странице WEB-сайта Мариинского театра.

- Почему архитектурные службы города не принимают никаких мер против самовольной установки стеклопакетов? Ставят кто во что горазд, самых различных цветов и форм, чудовищно уродуя фасады. А ведь можно было бы просто регламентировать деятельность фирм-изготовителей и установщиков, запретив им ставить стеклопакеты, не соответствующие по рисунку и цвету принятым в каждом конкретном доме оконным переплетам» (Каменский Алексей Вячеславович)

- К сожалению, этот процесс законодательством не регулируется. Но согласитесь, описанная Вами ситуация – в немалой степени результат эстетического бескультурья некоторых петербуржцев. Мне известны примеры, когда владельцы квартир в центральных районах, перед тем, как поставить стеклопакеты, обращались за консультациями об их внешнем виде. Увы, таких примеров немного.

- Регламентируется ли как-нибудь городом строительство на периферии этих страшных коттеджей "новых русских"? Своей безвкусицей и отсутствием архитектурного решения они только отпугивают гостей, которые, въезжая в наш город, видят этих уродцев. Планируется ли ввести какие-то хоть ограничения для этого антиархитектурного беспредела? (Наталья Ильина)

- Уважаемая Наталья, дело еще в том, что в России слишком долго действовал запрет на строительство индивидуальных домов в городской черте. То, что Вы наблюдаете – следствие утраты традиций частного домостроения. Но регламентацией всего и вся делу не поможешь. Архитектура частного дома должна пройти определенную эволюцию. И, на мой взгляд, это постепенно происходит.

- Объясните, пожалуйста, почему в современных постройках города так чётко просматриваются восточные мотивы. Мы что уже живем в Петербург-агбаде? Пожалуйста, не обвиняйте меня в национализме. Памятуя о завете основателя города, "пишем, что видим, чего не видим - того не пишем» (sergei).

- Воздержусь от комментариев по поводу причуд вашего восприятия, тем более, что вы сами просите не обвинять вас в национализме.

- Ряд вопросов касается строительства нового стадиона для футбольного клуба «Зенит». Например, некто Вячеслав (которого «Фонтанка», думается, уже может причислить к постоянным читателям) спрашивает: «Рассматривалась ли возможность выделения пятна застройки на бывшем "кургане Латышских стрелков" (рядом со ст. метро "Проспект Большевиков" через реку Оккервиль от "Ледового")? И еще: «Олег Андреевич, в интервью президент ФК "Зенит" Виталий Мутко как-то сказал, что клуб обратился к главному архитектору города с просьбой указать возможные пятна на застройку "зенитовского" стадиона. Есть ли на этот счет уже какие-то решения?» (Мишаня)

- Мне о таком проекте пока ничего не известно. Президент ФК «Зенит» Виталий Мутко говорил со мной о своих планах по строительству стадиона, когда Санкт-Петербург рассматривался в качестве кандидата на проведение чемпионата Европы по футболу. Официального обращения о выделении пятна под застройку за этим разговором не последовало.

- Предусматривает ли новый генплан развития города (насколько я знаю, он сейчас рассматривается) снос каких-либо зданий - наверное, в окраинных районах? Если да, то что будет с жильцами этих домов?»

- Генеральный план – документ стратегического уровня. Судьбу отдельных зданий он не определяет.

- Как видит главный архитектор дальнейшее развитие города: это будут какие-то разрозненные строения и улицы, или единые архитектурные комплексы?» (Katy)

- Архитектурные комплексы всегда складываются из строений и незастроенных пространств – улиц, площадей, участков зелени.

-Интересует судьба ул. Розенштейна. Есть ли какие то действительно конкретные планы по расселению оставшихся там жилых домов или "спасение утопающих, дело рук самих утопающих." Уж извините за юмор, живу там уже 25 лет, выросли дети, наверно выростут там и внуки. А пока одни обещания (Вера Васильевна).

- Инвестиционные предложения по преобразованию и реконструкции ряда кварталов в районе улиц Шкапина – Розенштейна существуют, и Администрация города их поддерживает. Если эти предложения разовьются до реальных проектов, дома будут расселяться, их жильцам предоставят новые квартиры за счет инвесторов.

Вопросы читателей задавала

Ольга Белова,

Фонтанка.ру

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях