Дивное дело задумала Морская администрация Санкт-Петербургского порта - развести пассажиров круизных судов и танкеры, а заодно спасти от грядущего загрязнения наш чистенький городок.
До сих пор танкеры перегружались в закрытой акватории порта в 100 - 200 метрах от белоснежных лайнеров, нервируя "подсевших" на экологию туристов. Стоило боссу на белом пароходе уронить сигару, ослабив на миг белоснежные зубы и... Теперь эту радость получат под бок жители Кронштадта и Петергофа, между которым разместится убранный из порта пункт перегрузки вязкой, черной и вонючей жидкости.
Половина судов, проходящих по Неве в навигацию, - это танкеры. Нефтепродукты со всей России и бывших республик СНГ поступают в Морской порт, где перегружаются в накопительные танкеры для того, чтобы подождать, когда придут большие морские суда и увезут нефть на экспорт. Все это происходит на фоне характерной геополитической ситуации - Россия лишились нефтеналивных портов в Прибалтике. Пока не построен новый порт в Приморске, нефть надо как-то экспортировать. Вся перегрузка сосредоточилась на не такой уж большой акватории Петербургского морского порта, где орудуют катера-перевозчики типа "Волгонефть", как правило принадлежащие "естественному" монополисту "Волготанкеру".
Шесть больших накопителей - по 60 - 70 тысяч тонн стоят у мола в Угольной гавани. Меж ними снуют танкеры-перевозчики. Тут же неподалеку - круизные лайнеры, которые в силу большой осадки не могут зайти в Неву. В районе Красносельского и Кировского района скапливается очень много судов Это грозит взрывом, пожаром или сильным загрязением. Шланг с нефтью может сорвать просто ветром, который растащит судно-донор и судно-акцептор, из-за чего на время качки работы приходится прекращать. Рядом, в Турухтанной гавани, - водозабор для охлаждения турбогенераторов, который может запросто закачать загрязненную нефтью воду. Такая обстановка не раз приводила к экстремальным ситуациям в порту.
"Крупных разливов в порту не было, но по 10 - 15 тонн несколько раз вытекало", - рассказывает инспектор отдела морских путей и экологии Виктор Егорович Соловьев.
В 1996-м в Угольной гавани иностранный танкер "Ноблис" пролил около 15 тонн. В еще памятном многим октябре 1999-го нефтерудовоз расплескал по Неве более 30 тонн, и все это стекло в залив. До конца нефть так и не была убрана, и, хотя "Волготанкер" уплатил по выставленному иску, нанесенный ущерб полностью возмещен не был.
Не в силах более терпеть все это безобразие, Морская администрация порта решила вынести нефтеперегрузочные работы типа "судно - судно" из порта в Невскую губу. Все 6 танкеров-накопителей к будущему лету оттащат из порта к точке, что в 2 милях от Кронштадта. Дноуглубительные работы в этом месте уже выполнены, осталось наставить буйков и прочую гидрографию добить.
Стоянку круизных судов, за исключением самых больших - с осадкой в 8 метров, наоборот, оттащат к центру Петербурга, для чего планируется построить 4 плавучие пристани у набережных - Английской и Лейтенанта Шмидта. Министерство транспорта сейчас готовит приказ, по которому туристы круизных судов будут иметь право безвизового въезда в Петербург с выдворением только через 72 часа.
Растаскивание белых штанов и черных танкеров должно принести Петербургу адскую прибыль и экологическую славу. Одно только смущает.
- Зачем вам-то эта радость - 360 тысяч тонн нефти под боком? Неподалеку от Котлина и будущей морской резиденции президента... - спросили мы у Александра Стрельцова, начальника филиала МАП в Кронштадте.
- Мы люди маленькие. Нам сказали, будет здесь, так будет здесь, - ответствовал Александр Сергеевич.
Конечно, "пороховая бочка" в 2 милях от Кронштадта - это лучше, чем в 200 метрах от туристических лайнеров. Да и толкотни в заливе не будет. Наконец, ради вящей справедливости в нашем порту остается стационарный пункт перегрузки нефти с железной дороги, который не так опасен.