С 1 ноября в Санкт-Петербурге вводятся новые тарифы на тепло и электроэнергию. Цены вырастают на 30 с лишним процентов (цифра колеблется в зависимости от группы потребителей).
С чем связан ноябрьский рост тарифов? Уместны ли в связи с этим событием исконно российские вопросы "кто виноват" и "что делать"?
На вопросы отвечает генеральный директор ОАО "ЛЕНЭНЕРГО" Андрей Лихачев.
Первое ноября - день повышения тарифов на тепло и электроэнергию. Невеселая новость. Прокомментируйте ее, пожалуйста.
Для того, чтобы прокомментировать это событие, позволю себе небольшое отступление.
"Ленэнерго" существует для того, чтобы обеспечивать теплом и светом жителей, т.е. для оказания качественной и своевременной услуги. А значит необходима закупка топлива, которое постоянно дорожает. Только за последний год, с ноября 99-го по ноябрь 2000-го, дважды Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) увеличила тарифы на газ, в среднем примерно на 40%. На федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ), где мы закупаем недостающую нам энергию, рост цен тоже составил почти 40%. Мазут за это время подорожал в 5 раз.
Затраты на топливо в "Ленэнерго" (газ, мазут и т.д.) составляют от 70 до 80 процентов себестоимости. Для того, чтобы покупать необходимое количество, нужно увеличивать собственные затраты. При этом, в Петербурге наблюдается рост потребления энергии, примерно 11% в год. Мазут покупается исключительно по предоплате. До августа 1999 года "Ленэнерго" расплачивалось за газ в объеме 20-25%, остальное списывалось в кредиторскую задолженность. Задолженность нарастала. До поры до времени для Газпрома это было не актуально, потому что основные свои доходы он черпал из экспорта газа. С августа прошлого года картина изменилась, и газовики совершенно справедливо стали требовать оплаты отпускаемого ими газа.
Таким образом, не только тариф увеличился, но и объем оплачиваемого газа изменился и составляет сегодня 100%. "Ленэнерго" - организация, регулируемая государством, поэтому нам ничего не остается, как обратиться с вопросом об изменении тарифов на свою продукцию.
Однако мы тоже высказываем сожаления по поводу повышения тарифов с 1 ноября. Как формируется тариф? Берется сумма затрат, которые необходимо понести, чтобы обеспечить город и горожан теплом и электричеством. Эта сумма разносится на всех потребителей, и появляется тариф.
Сумму, которую необходимо затратить, можно собирать с потребителей в течение всего года, полугода или двух месяцев. Понятно, что последнее довольно тяжело и нарушает жизненные, семейные, бюджетные планы. Вот почему мы говорили о том, что все нужно делать вовремя. Неизбежное, к сожалению, повышение тарифа (поскольку дорожает топливо) на 10-15 процентов в начале года полностью решало проблему энергоснабжения Петербурга. Без истерик, скандалов, без митингов и демонстраций.
Почему же этого не произошло?
По многим причинам. Слишком большое влияние на уровень тарифов оказывает политика, мы все время кого-нибудь выбираем. А орган, который устанавливает тарифы, лишь формально является независимым, а по сути втянут в политическую игру.
В результате уже не первый раз в Петербурге картина выглядит следующим образом. Сначала из-за выборов тарифы долго не повышаются. Потом специалисты ужасаются той цифре, на которую нужно повысить тариф. Говорят: это немыслимо, невозможно. Повышают его гораздо меньше, чем это необходимо (летнее повышение). А затем уже понимают, что неизбежен еще один скачок, еще один рост тарифов.
- Если тариф не был повышен с 1 ноября, что произошло бы?
Тарифы, установленные для "Ленэнерго" Региональной энергетической комиссией (РЭК) Петербурга, предусматривают покупку мазута по цене 1300 рублей за тонну. Он сегодня стоит 3200 рублей. Таким образом, если уповать на небеса и считать, что вся зима у нас пройдет при температуре плюс 5-7 градусов, то, наверное, ничего страшного не произошло бы. А если предположить, что зима пройдет как всегда, то топлива могло быть приобретено ровно в 2,5 раза меньше, чем это необходимо.
Темнота и холод - то, чего мы искренно не желаем петербуржцам. Потому что бранные слова, которые произносят вслух или про себя люди, доставая из кошелька дополнительные15 рублей к тем 50, которые обычно платили, мы стерпим. Важно, чтобы это происходило при свете и в тепле.
- Но для многих людей, живущих за чертой бедности, эти 15 рублей - немалая сумма.
Есть разные виды вспомоществования, существующие в нашей стране и в городе. Компенсации: когда город берет на себя обязанность платить за тех, чьи расходы на коммунальные услуги превосходят 15% совокупного дохода семьи. Бюджет исправно исполняет эту городскую программу. Есть еще и льготы, которые устанавливаются федеральными законами. К числу льготников относятся: ветераны войны, блокадники... Это нормально, но беда в том, что эти льготы не покрыты ни чем. Законодатель предусмотрел, что они должны платить меньше, а кто за них должен заплатить - не сказал. И нагрузка ложится на "Ленэнерго". Есть еще с десяток других льготников: милиционеры, прокуроры и т.д. Эта брешь не была до последнего решения ФЭК покрыта.
В увеличенных тарифах в том числе заложена компенсация оплаты за льготные категории пользователей. Это составляет около 70 млн рублей в тарифной выручке.
У "Ленэнерго" есть собственные социальные программы. Мы оказываем материальную помощь нескольким учреждениям. Это детский дом, религиозные организации, ветеранские организации. За нынешний год мы перечислили 1 млн 700 тысяч рублей на эти цели.
Региональная энергетическая комиссия упрекает "Ленэнерго" в неэффективном управлении.
Чем, с вашей точки зрения, объясняется позиция РЭК?
У меня такое впечатление, что РЭК находится в космосе. В пространстве, но вне времени. Да, мы не самым эффективным способом используем свои мощности - это святая правда. Не получая в полном объеме плату за услуги или не получая необходимый объем платы в силу заниженных тарифов, мы не можем в срок рассчитаться за покупную энергию. Нас за это штрафуют, запрещая получать дешевую энергию с ЛАЭС, лимитируют объем газа. А газ для себестоимости нашей продукции в 4 раза дешевле, чем производство энергии на мазуте. На второе полугодие нам гарантирован сверхлимитный газ. Два блока на Киришской ГРЭС только с августа этого года начали работать на газе, и то, произошло это при помощи и содействии Петербургрегионгаза и Лентрансгаза, и прежде всего губернатора Ленобласти.
На самом деле эти мощности уже год были готовы работать на газе. Более дешевым способом производить электроэнергию, чем жечь мазут, является и покупка на Федеральном оптовом рынке, или, проще говоря, на ЛАЭС. Но здесь главное условие - регулярность оплаты за энергию. И тут мы являемся заложниками двух вещей: во-первых, тарифы должны окупать эти выплаты, во-вторых, мы должны получать оплату от потребителей во время и в полном объеме.
С одной стороны, РЭК занижал тарифную выручку. С другой, начинает разговоры об эффективности управления. В данном случае это разговоры от лукавого, они в пространстве, но не во времени.
Я бы так ответил РЭК на обвинения в неэффективности "Ленэнерго". Вы хотите, чтобы мы быстро добрались из одной части города в другую. Согласитесь, лучше это сделать на метро, чем пешком. Но на метро нужны деньги. А если вы их нам не даете, то нечего удивляться, что мы так медленно движемся.
Сколько времени новые тарифы будут "устраивать" "Ленэнерго"?
Мы не будем обращаться по вопросу повышения тарифов столько времени, сколько продержатся существующие тарифы на топливо. Имеются в виду газ, мазут и ФОРЭМ. Установленный на сегодняшний день тариф позволяет нам безубыточно закончить этот год и всерьез готовиться к следующему году. По результатам полугодия посмотреть вместе с администрацией города и понять, устраивает ли нас то, что мы делаем, или необходим более масштабный ремонт. Тогда нужно будет искать дополнительные источники финансирования.
В случае подорожания топлива, я очень надеюсь на то, что РЭК вовремя примет решение о незначительном повышении наших тарифов. Иначе это опять выльется в повышение на 60-80 %. Не хочу так издеваться над жителями Петербурга.
- А в Ленинградской области поменялись тарифы?
Сейчас - нет. Но они регулярно, хоть и незначительно изменялись в течение этого года. У области вообще другая тарифная политика, нежели у города. Они согласны каждые четыре месяца пересматривать тарифы, если, конечно, находят наши аргументы достаточно обоснованными. Городская же РЭК ведет себя "по-партизански", отстреливаясь до последнего патрона.
- Такова политика администрации города?
В США подобная энергетическая комиссия не входит в подразделения исполнительной власти. Она работает в соответствии с законом штата или даже конституции штата. Это самостоятельный независимый орган. У нас такие самостоятельные органы не предусмотрены конституцией, поэтому РЭК автоматически приписывают к администрации города, хотя у нее есть своя компетенция, ее решения не утверждаются распоряжениями губернатора.
РЭК, вместо того, чтобы профессионально заниматься образованием тарифов, пытается уловить желания администрации и правительства города, которые, естественно, хотят заплатить меньше, что и понятно. В противном случае, администрацию можно было бы заподозрить в коррупции.
Около десяти медицинских учреждений Санкт-Петербурга не получали в конце октября тепло. Вы считаете это допустимым?
Ни один врач не может упрекнуть меня в том, что мы оставили его хотя бы на минуту без электроэнергии. .Ни одного отключения ни одного лечебного учреждения не было и не будет. Мы не подключили несколько объектов к теплу. Что произошло в данном случае?
Администрация города и комитет финансов предусматривают в бюджете медицинских учреждений соответствующие размеры платежей за электричество и тепло. Учреждения получают эти деньги, у комитета финансов нет ни одного неоплаченного счета. Но чиновники от здравоохранения считают последним делом платить за энергию. Забывая о том, что, например, вся физиотерапия работает на электричестве. Кстати, в каждой больнице сегодня есть огромное количество платных услуг - от УЗИ до палат повышенной комфортности с холодильниками, телевизорами и т.д. То есть опять используется электроэнергия. Но почему же к нам не попадают деньги? Ответа на этот вопрос мы не получаем.
И тем не менее мы считаем, что вопрос об оплате не имеет отношения к больным людям, они не должны страдать. Было подписано тройственное соглашение между комитетом по здравоохранению, фондом обязательного медицинского страхования и "Ленэнерго". Мы сказали администраторам медицинских учреждений следующее: скомандуйте нам, когда начинать отапливать.
Акт готовности, подписанный и направленный в "Ленэнерго", означает вашу команду подать тепло. Мы не требуем немедленных расчетов за все прежние грехи. Мы просим написать в этом акте, что вы собираетесь платить исправно, тем более, что в бюджете эти средства предусмотрены. Подписывайтесь, мы с этими документами придем в комитет по финансам и получим плату. Более 100 лечебных учреждений в городе именно так и поступили. Однако нашлось 9 учреждений, которые решили действовать иначе - с подсказки комитета по энергетике. Комитет прислал письмо, в котором сообщил, что акт является нашим собственным изобретением. Это правда. Акт мы придумали взамен другого документа - платежного поручения, который будем рады получить.
Но 9 учреждений не заплатили и не подписали акт. Надеюсь, что в ближайшее время они определятся.
А что происходит с долгами?
Долги этого года и прежних лет - разбиваются, по каждой сумме ведется отдельный разговор. Мы не ставим в зависимость подачу энергии от немедленного погашения этих задолженностей.
Ситуация с "Горэлектротрансом", который в последний момент погасил долги перед "Ленэнерго", привлекла к себе немало внимания.
Чтобы долго не распространяться на эту тему, я приведу вам несколько цифр. Если помните, 10 лет назад проезд на троллейбусе стоил 4 копейки и один кВт/час тоже стоил 4 копейки. Так вот сейчас, после подорожания, один кВт/час будет стоить 45 копеек, а проезд на троллейбусе обходится вам в 4 рубля. Комментарии излишни.
Как отреагировали промышленные предприятия на рост тарифов?
Это не вызвало большой реакции и вот почему. Тарифы для промышленности на протяжении 2 лет практически не менялись. Год назад - даже были снижены. То есть энергетика кредитовала промышленность. Это одна из причин значительного роста промышленного производства - 27 % за полугодие. Мы искренно рады. Но кредитовать далее промышленность уже не в силах. Пришла пора, когда промышленность должна помогать возрождению энергетики.
Рост потребления энергии в Санкт-Петербурге составляет 11 % в год, старение и выбытие мощностей из эксплуатации - 20% через 5 лет. Если не регулировать эти встречные процессы, они способны похоронить всю промышленность.
Вы знаете о том, что удельный вес затрат на энергетику в себестоимости продукции промышленных предприятий не превышает 7-8 % ? Рост тарифов на 30-40 % для промышленности приводит к увеличению себестоимости на 2-3 %. Когда наша себестоимость вырастает на десятки процентов, а иногда и в разы - пример с мазутом, никто не спрашивает, ребята: а под силу ли вам нести такие затраты. Более того, мы ограничены ценой, мы ведь не устанавливаем цену на нашу продукцию. Но это отступление.
2-3% роста себестоимости не должны приводить к автоматическому росту цен . По той простой причине, что предприятия работают на рынке и должны выпускать конкурентноспособную продукцию.
И еще одно. Нужно подводить промышленные предприятия к тому, чтобы разговоры об энергосбережении не были пустыми. На моей памяти не было ни одного заседания правительства по энергетике, чтобы губернатор не возвращался к теме ресурсосбережения. Но при уровне затрат 7-8% в структуре себестоимости любое приобретение оборудования, которое бы позволяло сберегать ресурс, кажется ненужным. Лучше в трубу все выпустить - дешевле будет.
Уверен, что удорожание энергии для промышленных предприятий может быть с лихвой компенсировано развитием энергосберегающих технологий. Кстати, они достойно представлены у нас в Петербурге.
РЭК обвиняет "Ленэнерго" в непрозрачности, а за этим должно автоматически следовать отсутствие инвестиций...
По состоянию на сегодняшний день у "Ленэнерго" практически нет зачетов и бартеров. Год назад они составляли 75-80%. При обороте "Ленэнерго" 25 млн долларов в месяц - это 20 млн долларов. Нетрудно себе представить, какие деньги еще год назад ежемесячно уходили в "серую", а то и "черную" часть экономики. Сегодня мы фактически поставили этому заслон. Наверное, существует масса недовольных.
"Ленэнерго" выходит на американские финансовые рынки. Это первая такая компания в городе. 5 октября мы получили решение Комиссии по ценным бумагам США, которая фактически разрешила реализацию программы размещения американских депозитарных расписок, что открывает дорогу к американским финансовым рынкам. Одним из показателей успешного менеджмента компании является рост капитализации, т.е. рыночной стоимости компании, которая складывается из котировок ее акций. С 60 млн долларов год назад до 200 млн долларов на сегодняшний день - таков рост капитализации "Ленэнерго". Немаловажно и то, что "Ленэнерго" развивается опережающим трендом по сравнению с трендом всей энергетики страны.
Вопросы Андрею Лихачеву задавал корреспондент РБК