Сейчас

+15˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+15˚C

Пасмурно, Без осадков

Ощущается как 13

1 м/с, вос

764мм

29%

Подробнее

Пробки

2/10

Если мальчик играет в куклы, а девочка — в машинки...

6355
ПоделитьсяПоделиться

Детские игрушки — это вам не «игрушки», а один из каналов, через который ребенок начинает знакомиться с окружающим миром, познавать его, учиться общаться. И так уж заведено, что есть игрушки сугубо девчачьи, а есть - мальчишеские. Но, достигая возраста игр с предметами, дети иногда тянутся к игрушкам «противоположного пола». Почему? Хорошо это или плохо?

Кто во что

Благодаря игрушкам ребенок формирует будущие навыки, предпочтения, характер. Семейный психолог Елена Заитова, специалист Психологического центра Макарова, руководитель проекта ElenaZaitova.RU, поясняет: «Для ребенка игрушки - это часть окружающего мира. Играя, ребенок исследует жизнь, изучает свои возможности и выражает себя. Благодаря фантазии ребенка частью его игры могут стать разные предметы: ветка дерева стать пистолетом или волшебной палочкой, Барби может выступать в роли мамы, а может - в роли недостающего защитника армии солдатиков от нападающих трансформеров».

И все бы ничего, если бы не одно «но». В какой-то момент вдруг становится очевидным, что девочка уже слишком долго катает машинку по полу, а мальчик уже второй день возит по квартире коляску с куклой. Зачастую родителей это приводит в тупик, заставляет задуматься, а то и напугаться. Елена Заитова считает: «Совершенно понятны тревоги родителей о том, правильно ли играют их дети. Вырастет ли мой сын мужественным, ответственным, сильным, а дочь женственной, привлекательной, заботливой?.. Дети, к счастью, часто сами интуитивно верно чувствуют, что им нужно сейчас для развития и самовыражения. Для мальчика игра в «дочки-матери» может быть не менее полезна, чем для девочки: он может играть в заботливого и ответственного папу, возя куклу или плюшевого мишку по квартире в тележке или коляске. Возможность поиграть в родителя или поговорить от имени пупса очень важна для выражения каких-то его тревог, переживаний и чувств любви, заботы, благодарности. Есть чувства, которые ребенку трудно выразить иначе, нежели в игре. Не стоит бояться этого, в данном случае игра - скорее лекарство, нежели опасность. Также нет ничего плохого, если девочки решили порезвиться с пистолетиками и машинками».

«Очень часто тревоги, которые привносят в это родители, связаны, скорее, с событиями в их собственной жизни, - продолжает психолог. - Понятно желание родителя предостеречь дитя от всех возможных невзгод, но от этого детские игры не перестают быть всего лишь исследованием, экспериментом, игрой. Дети могут играть в родителей, чмокать друг друга в губки и делать вид, что засыпают под одним одеялом, но паника родителей в этом случае может быть чрезмерной, скорее привносящей свои собственные страхи и сексуальный опыт в невинные игры детей».

«Мама, они меня не принимают!»

Подрастая, ребенок выходит в мир, где есть уже не только мама и папа, но и другие дети, сверстники, соседи по дому. Здесь уже может возникнуть иная проблема. Представьте песочницу, в которой компания мальчишек увлеченно играет в танки, самосвалы и прочие «серьезные» игры, а тут появляется мальчик, у которого в руках (о господи!) кукла. Или к «женской» игре в «дочки-матери» присоединяется девочка, которая вышла гулять с пистолетиком или машинкой.

«Конечно, у ребенка могут возникать проблемы на почве игр со сверстниками, но чаще это связано с тем, как он вообще общается, предлагает ли сам во что-то поиграть, легко ли включается в чужую игру или боится чего-то, легко обижается. В этом случае стоит с ним поговорить, дать ему понять, что вы услышали его волнения, страхи, поддержать его, предложить ему попробовать еще раз. Если есть какие-то сложности в семье, ребенок, безусловно, будет так или иначе выражать это в своих играх. И это хорошо, это его способ «переваривать», воспринимать окружающий мир. В наших силах влиять на мир, который окружает ребенка, и разговаривать с ним - в том числе о наших собственных чувствах. Если, например, родители развелись и сын только и делает, что играет в маму, которая варит борщи и нянчит ребенка, а дочка играет в мальчика, который придет и защитит маму, - это может быть их естественной реакцией на то, что сейчас чувствует мама. Если она расскажет им, что грустит по папе, иногда обижается и злится на него, - детям может стать легче, ведь мама озвучила то, о чем они лишь догадывались. Но тогда важно также поблагодарить детей за их поддержку и дать им понять, что их папа - хороший и всегда останется их папой, и что она, мама, будет грустить, но справится сама, и им не нужно защищать ее», - говорит Елена Заитова.

Можно играть и в пуговицы, и в болты

В любом случае, если вы хотите воспитать своего ребенка коммуникабельным, разносторонним, интересующимся и способным, к выбору игрушек стоит подходить крайне внимательно. Психолог Елена Заитова дает несколько несложных, но конструктивных советов, которыми стоит пользоваться при покупке:

- обратите внимание на те, которые можно использовать очень по-разному в разных играх, например, нейтральное выражение лица у игрушек поможет делать их и положительными, и отрицательными персонажами игр;

- обогащают игру персонажи, которые могут быть в игре дедушкой, дядей, папой, малышом, мамой, подростком, волшебником, злодеем;

- есть деревянные наборы для малышей, которые позволяют сразу многому учиться: и сортировать, и считать, и выстраивать предметы по размеру, и находить похожие, и нанизывать на веревочку или стержень;

- детям нравятся игрушки из натуральных, красивых материалов; их они предпочитают небрежно сделанным пластмассовым игрушкам;

- есть игрушки, которые помогают познавать реальный мир: разные виды овощей, фруктов, животных в миниатюре, наборы, знакомящие с анатомией тела, флаги, монеты разных стран, особые машинки — пожарная, скорая помощь, корабль и т.д.;

- много игрушек можно найти в собственном доме или сделать самим: навинчивать гайки на болты, открывать ключиками разные замочки, подбирать предметы под прорези в самодельных копилках, застегивать пуговицы и застежки - все это тренирует моторику, а следовательно, мышление и речь;

- можно сделать ребенку верстак, где он будет учиться пилить, забивать гвозди, или оборудовать творческий уголок с мольбертом, сделать маленький кухонный стол со своей посудой, выделить леечку для поливания цветов, завести маленький шкаф с детской одежкой на плечиках - тогда ребенку всегда будет чем себя занять, а у вас появится еще столько новых идей, что для тревоги не останется места.

А в какие игры играют ваши дети?

Ирина Клочихина, для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК1
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close