Ожидалось, что на дискуссии, завершающей второй день форума, проекты реновации старых кварталов представит губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, но его срочно вызвал к себе президент. Полтавченко уехал в сторону «Игоры», и отдуваться пришлось его заместителю Сергею Вязалову, который подтвердил, что на ремонт Петербурга, который он внезапно сравнил с бабушкиной антикварной квартирой, надо минимум 1 трлн рублей.
Возможности реконструкции исторического центра Петербурга обсудили в рамках ПМЭФ-2012. Ожидалось, что на дискуссии, завершающей второй день форума, проекты реновации старых кварталов представит губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, но его срочно вызвал к себе президент. Полтавченко уехал в сторону «Игоры», и отдуваться пришлось его заместителю Сергею Вязалову, который подтвердил, что на ремонт Петербурга, который он внезапно сравнил с бабушкиной антикварной квартирой, надо минимум 1 трлн рублей.
"Нам досталась от бабушки антикварная квартира, на содержание которой у нас нет денег, и мы не знаем, как ей распорядиться", - сказал Вязалов, объясняя сложившуюся с историческим центром Петербурга ситуацию.
По мнению Вязалова, одними охранными обязательствами и договорами с ЮНЕСКО город не спасти. «Если мы не приступим к обновлению исторического центра, то вскоре его потеряем, - заверил собравшихся чиновник. – Нам необходимо срочно изыскать средства из федерального бюджета, местной казны и у инвесторов для того, чтобы привести здания в порядок».
Мысль петербургского вице-губернатора продолжил второй участник дискуссии, бывший архитектор Барселоны Хосе Асебильо. "Модель развития в Петербурге - худшая для развивающегося города, - заявил испанский зодчий. - Центр остался только историческим, а мощности перешли на периферии. Вам нужно «входить» в центр, делать транспорт и энергетическую систему лучше. Постепенно надо начать замещать часть старой архитектуры новой".
По словам Асебильо, центр нельзя замыкать только на культуре, там должно быть жилье, а это требует серьезной перестройки зданий. "Иначе вы проиграете битву за будущее города", - сказал архитектор, обращаясь к вице-губернатору Вязалову. И на лице вице-губернатора отразилось понимание.
Зато понимания не возникло у защитников культурного наследия, кстати, вовсе не считающих путь Барселоны в этом смысле приемлемым. Позиция каталонца и Вязалова тут же подверглась резкой критике со стороны коллег. Архитектурный критик Григорий Ревзин заявил, что с ужасом вспоминает время, когда разговоры о реновации старого центра шли в Москве. «В результате мы получим варваров, которые обрушиваются на город под видом модернизаторов, и это самое опасное, что может случиться с Петербургом», - заявил Ревзин.
«Есть группа архитекторов и девелоперов, в интересах которых – разрушать исторические города. Пока никакой другой модели развития, кроме как разрушение, отработанное в Москве, они не придумали, - отметил критик. – Нам нужно перестать паразитировать на историческом наследии и создавать нечто новое на свободной земле». Пока архитектуры, достойной исторического центра, Ревзин, по собственному признанию, в Петербурге не обнаружил.
В качестве защитника наследия выступил в унисон с Ревзиным и глава петербургского Эрмитажа Михаил Пиотровский. Но он говорил не об архитектуре, а как всегда о своем, о Дворцовой площади. На этот раз Пиотровского, по его словам, раздражает построенная к «Алым парусам» сцена. «У нас в городе все время есть желание превратить Дворцовую площадь в стадион, но этого делать категорически нельзя, - объявил Пиотровский. - Давайте лучше скорее достроим стадион и будем там проводить мероприятия. На Дворцовой уместны только парад и прогулки".
Однако относительно массовых мероприятий в историческом центре с Пиотровским в спор вступил председатель совета директоров Messe Dusseldorf Вернер Дорншайдт. По его словам, в центре города возможны различные многолюдные мероприятия и примером тому может служить знаменитая дюссельдорфская ярмарка. «Нельзя закрывать центр для людей, он должен быть открытым, живым и доступным», - заявил Дорншайдт.
Напротив, максимально «очистить» центр Петербурга, сделав его более свободным, предложил старший партнер компании Mobility in Chain Федерико Паролотто. «Я вышел из поезда на Московском вокзале в Петербурге и был поражен количеством машин в городе. Здесь же невозможно проехать! – возмутился итальянец. – Нужно ломать эту тенденцию, тем более, что население крупных городов, как Петербург, уже готово отказаться от личного транспорта. Необходимо пересадить людей на комфортный общественный транспорт. Это поможет снизить трафик в центре города».
Решать проблему с автомобилями в Петербурге Паролотто предложил введением платы за парковку. «Если ты едешь в центр города, то тебе нужно 6 метров площади, чтобы припарковаться. А за это надо платить», - заявил специалист по транспорту.
Тему коллеги из Милана развил московский транспортный эксперт, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. «Ограниченный доступ в центр на автомобилях - это аксиома для современного большого города. Управление транспортным средством не право, а привилегия, за которую надо платить, - сообщил собравшимся эксперт. – Если мы завтра введем платный въезд в центр Петербурга, мы сразу же избавим исторические кварталы от многих проблем».
Впрочем, будет ли хоть одна из высказанных специалистами на форуме идей воплощена в Северной столице, осталось по итогам обсуждения загадкой. Сергей Вязалов откланялся, ничего не сказав.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»