
Год назад в реку Мойку в районе Поцелуева моста упал автобус с пассажирами. Трагедия, в результате которой погибли семь человек, а выжили лишь водитель и один из пассажиров, произошла днем 10 мая. «Фонтанка» поговорила с единственным спасенным из автобуса, а также с теми, кто бросился на помощь пассажирам затонувшего транспорта.
Изменилась ли жизнь после трагедии?
В автобусе, следовавшем по маршруту 262, выжил только один пассажир — Александр. В той трагедии он потерял возлюбленную Елену, с которой планировал расписаться летом 2024 года. В связи с потерей год после трагедии стал для мужчины временем тяжелого восстановления.
«Сложно приходил в себя. Почти год не работал. Вообще было состояние, что все потеряно, бессмысленность происходящего. Сейчас более-менее. Вроде восстановился… В клинике неврозов лежал — там как бы хорошо мне помогали… Сейчас в типографии работаю», — рассказал собеседник.
Пока Александр был без работы и постепенно восстанавливался, ему в основном помогали дети, а также сестра. На вопрос о том, получил ли выживший пассажир выплаты от государства, собеседник ответил, что получил только 140 тысяч рублей от страховой.
«Больше никто ничего не платил», — добавил он.
В то же время Александр следил за тем, как развивается дело в отношении водителя автобуса № 262. 25 октября Рахматшона Курбонова признали виновным в нарушении правил управления транспортным средством, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц, и назначили 6 лет лишения свободы в колонии общего режима.
«Дали то, что положено по закону, — прокомментировал приговор собеседник. — Вообще, на семь жизней — меньше года за каждого, ну не знаю. Но законы есть законы».
Год назад Александр также поделился с «Фонтанкой», что до трагедии боролся вместе с Еленой за ее право воспитывать маленькую дочь, которую в 2023 году забрали в дом ребенка. Собеседник осведомлен о том, что происходит с ребенком погибшей возлюбленной. По его словам, девочку забрала сестра Елены, а старшая дочь живёт с бабушкой.
Между тем люди, бросившиеся на помощь пассажирам автобуса, утонувшего в Мойке, говорят, что их жизнь кардинально не изменилась. Капитан экскурсионного катера «Борт № 1» Ян Карасев, например, заявил, что его взгляд на жизнь после происшествия не изменился, а свои действия он не расценивает как нечто героическое.

«Мы, как люди, которые на воде, мы в любой ситуации должны помогать тем, кто находится за бортом — неважно, с набережной упал, спрыгнул, с теплохода, с авто, как с автобусом произошла такая ситуация. То есть все, кто в том году развернулись и ушли самовольно, они все понесли наказание», — сказал мужчина.
Уроженец Дагестана Идрис Гаджиев, также участвовавший в спасении пассажиров автобуса, отметил, что не смог бы пройти мимо людей, которым была нужна помощь. С этим представлением о жизни он живет до сих пор. Его слова также находят отклик у гражданина Казахстана Ерхана Аханова, бросившегося в Мойку, чтобы помочь пассажирам.

«Живу так же. Как относился к жизни, так же и отношусь. …Первая мысль тогда была о том, что в автобусе дети могли оказаться — сами понимаете, дети маленькие, они плавать не умеют. В таких ситуациях каждая секунда важна, потому что на кону человеческая жизнь, на спасение которой малейшие секунды остаются, которые могут значить многое», — поделился казахстанец, отметив, что вновь бросился бы спасать людей.
При этом некоторые из спасавших пассажиров заметили внутренние перемены после случившейся трагедии. Так, капитан-механик теплохода «Смоленка» компании «Нева Тревел» Линар Ибатуллин сказал, что после спасения человека у него появилась «бóльшая уверенность в жизни, стремление», хотя в целом его жизнь «все так же, в своем же русле идет».
Можно ли было спасти больше людей?
В результате трагедии с автобусом погибли семь человек, трое из которых скончались на месте происшествия. Часть собеседников «Фонтанки», принявших участие в спасении людей из Мойки, сошлись во мнении, что шансов спасти больше людей из затонувшего автобуса было крайне мало.
«Автобус просто моментально ушел под воду, и как такового воздушного кармана в автобусе не оказалось, — объяснил Ян Карасев. — Может быть, если б, конечно, это был июнь — июль, вода была бы теплее, и да, может быть, там такого количества погибших можно было избежать. Но вода ледяная была, и мы со знакомыми аквалангистами разговаривали. Они говорят, что даже здоровый человек в такой холодной воде дальше своей вытянутой руки ничего не видит. И это подготовленный причём человек. А тут люди-то явно были неподготовленные».
Линар Ибатуллин подтвердил, что автобус действительно сразу ушел под воду. По его словам, если бы транспорт находился немножко на плаву, тогда была бы возможность спасти больше людей, однако в действительности ситуация оказалась тяжелее.
«Действовали, так сказать, исходя из обстановки. И самое главное, что предотвратили большее количество жертв. Потому что, опять же, те парни, которые туда ныряли, вода холодная, и не знаю, как случилось бы, если бы они тоже не выплыли. Поэтому тяжело сказать, очень много разных факторов», — добавил капитан-механик теплохода «Выборг» компании «Аква-Экскурс» Игорь Беляев.
Идрис Гаджиев, в свою очередь, подчеркнул, что, имей он при себе инструмент, чтобы разбить люк автобуса, удалось бы спасти больше людей. Вместе с тем он признал, что в сложившихся обстоятельствах сделать большее было почти нереально. Кроме того, трагедия произошла весной — низкая температура воды могла оказаться опасной для самих спасателей.



«В автобус нырять было бы очень опасно, потому что под водой сориентироваться очень тяжело. Мутная вода, холодная, и, соответственно, ты долго находиться там не смог бы. Очень рискованно было бы лезть туда», — указал Ерхан Аханов.
Как отблагодарили тех, кто спасал пассажиров утонувшего автобуса?
После происшествия в Смольном состоялось торжественное мероприятие, во время которого наградили всех, кто принял участие в спасении пассажиров тонущего в Мойке автобуса. Среди них были капитаны катеров, и автомобилисты, и туристы, приехавшие на майские праздники в Петербург. По словам собеседников, им подарили часы и знаки отличия «За доблесть в спасении».
«Губернатор собирал нас всех, подарил часы и наградил медалью. Он всех поблагодарил. Никому лично ничего такого не говорил — только то, что всем был благодарен», — уточнил капитан-механик теплохода «Смоленка».
Более того, уроженцев Дагестана — Идриса Гаджиева, Шахбана Джабраилова и Мухаммада Гасанова — отдельно поблагодарил глава Международной ассоциации бокса (IBA) Умар Кремлёв. Он наградил мужчин за смелость и самоотверженность при спасении людей из упавшего в реку Мойку автобуса.
Ерхан Аханов, будучи гражданином Казахстана, также получил благодарственное письмо от МВД республики.
«Моим родителям дома передали благодарность от ведомства», — сказал собеседник.
Напомним, автобус с пассажирами упал в Мойку в районе Поцелуева моста днем 10 мая 2024 года. По версии следствия, водитель автобуса № 262 двигался со скоростью выше разрешенной и наехал на поребрик вблизи дома 69 по Большой Морской улице. Затем автобус выскочил на встречку, задел две машины, развернулся и въехал в ограду моста, пробив ее. «Волгабас» упал в Мойку, в салоне было девять человек. Выжили только двое — водитель и один пассажир. Авария попала на видео. Кадры спасения людей собрали здесь.
