![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/6520c4d7e50fefacfa95579da57f725909921957_2560_1706.jpg)
Русский музей завершает более чем десятилетний цикл выставок «Сага о Романовых» проектом о периоде между смертью
XVIII век за пределами петровского и екатерининского времени видится нам глазами людей последующих эпох. Старая графиня в «Пиковой даме» у Пушкина — демонический осколок ушедшего столетия, призрак Петербурга
Экспозиция, как и эпоха, которой она посвящена, получилась противоречивой: в девяти залах и переходах между ними не так много света, как хотелось бы, а насладиться проектом в полной мере можно, лишь основательно изучив период 1725–1742 годов. Плотно развешанные портреты и артефакты эпохи хочется дополнить историческим контекстом, но на самой выставке он лишь намечен. Открывает экспозицию знаменитый портрет
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/7770a60f894ecf9a7776df8658812cca234d63b65_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/9f926cc88ce725c43863b07f09dc908623124101a_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/957440861ced84024fd1834318b2078123c8ea434_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/24a0d2f37df11c566fef7b2d97fac7b8236bb9672_2560_1706.jpg)
Заметная часть выставки — именно портреты монархов и регентов, старой и новой (появившейся при Петре) знати. Они иллюстрируют дворцовые интриги, например борьбу между кланами Долгоруковых и Меншиковых.
«Это одна из самых главных интриг короткого периода правления
На двух портретах — Наталья Долгорукова, урождённая Шереметева, жена брата Екатерины Алексеевны и фаворита
«Екатерина Алексеевна с братом Иваном Алексеевичем затеяли интригу, — рассказывает куратор. —
Наталья Долгорукова не оставила мужа в опале: их обвенчали, и они вместе отправились в ссылку в Берёзов. Вскоре на Ивана Долгорукова написали донос по поводу подделки подписи императора, и под пытками он признался в фальсификации.
«Пытал Долгорукова «милейший» человек Андрей Ушаков, его портрет также есть в зале, — продолжает куратор. — Он был совершенный иезуит (в переносном смысле): пытал, конечно, не сам, но под его руководством. Затем Долгорукова публично четвертовали, последовательно отрубая руки, ноги и голову. И по легенде он не издал ни звука, только молился — но насколько это правда, неизвестно».
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/fc3f3985f64d5cf4cc71765792b86ada23ac4b40e_2560_1706.jpg)
История «иезуита» тоже достойна внимания: Андрей Ушаков был главой Тайной канцелярии, человеком ещё из прошлого, «бунташного» XVII столетия. Сироту из бедной дворянской семьи вырастил крепостной крестьянин, а потом за стать и ловкость молодого человека записали в Преображенский полк. Ушаков стал сподвижником
После четвертования мужа Наталья Долгорукова получила разрешение вернуться в Москву только в 1740 году. В монахини постриглась в 1758 году в Киево-Флоровском монастыре, написала мемуары, впервые опубликованные в 1810 году.
Словом, раскрытие только одной интриги XVIII века поражает воображение: «милейшие» люди в пухлых париках оказываются замешанными в чудовищных пытках, а кажущиеся легкомысленными дамы скрывают истории покруче графини Томской. Золотую сетку в залах где-то дополняет благородный «эрмитажный» зелёный, где-то — «павлиний синий». В каждом зале, по словам куратора, выбран наиболее характерный для эпохи цвет. Много портретов Анны Иоанновны — плотной темноволосой женщины. Елизавета Петровна смотрится легче — то ли за счёт полуулыбки, то ли за счет платинового блонда, который и сегодня любят мастера. Впрочем, и тёмная копна Анны Иоанновны, и светлые волосы Елизаветы — парики.
Есть зал, посвящённый Академии наук и художеств, там можно рассмотреть карты, составленные по результатам экспедиций. На них есть, например, Узбекия и… Ингрия. Отдельный зал посвящён церковным предметам, где впечатляют царские врата с деревянной скульптурой. Это нетипично для российских широт: по словам куратора, появление скульптуры в церковном декоре — западное влияние, пришедшее в Россию через Польшу и Украину.
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/a73b728bc6d7043043e81eb37a698edb23c367cfa_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/77a6f1de5676a5c26c30eba20e2524ec23e97c339_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/e5017c378b1a0c742afecac313635e9d23d5d1d29_2560_1706.jpg)
Завершает выставку живопись XIX века на тему свадьбы в Ледяном доме и аннинских шутов. Картина Валерия Якоби «Ледяной дом» показывает забаву Анны Иоанновны жестокой, разухабистой. Сложно поверить, что скорчившийся рядом с шутихой Авдотьей Бужениновой в доме из ледяных блоков человек — это блестяще образованный князь Михаил Голицын. Представитель древнего рода, он по велению
«Церемониал свадьбы разрабатывали в недрах Академии наук, — рассказывает куратор. — Примерно как церемонию открытия Олимпиады сегодня. Женили шута и шутиху, князя Голицына и придворную карлицу. Было и приветственное слово, сочинённое чуть ли не Тредиаковским в честь «дурака и дурки». После венчания «молодых» заставили провести ночь в Ледяном доме».
На картине того же Валерия Якоби «Утро Анны Иоанновны» тоже много шутов, увеселяющих возлежащую царицу: мужчины в чулках творят дурачества, которые сложно представить в исполнении куда более строгих персонажей XIX столетия; цвета игривые — розовый, голубой, «тиффани». Однако это условность, фантазийный XVIII век через призму историзма следующего столетия. Вычленить из кружевного мифа реальность, понять её по акцентам в парадных залах Михайловского замка — задача непростая, но интересная.
Анастасия Семенович, специально для «Фонтанки.ру»
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/6520c4d7e50fefacfa95579da57f725909921957_2560_1706.jpg)
![](https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/fc3f3985f64d5cf4cc71765792b86ada23ac4b40e_2560_1706.jpg)