Свежий отчет об итогах продаж новых автомобилей в России наглядно показывает: даже без остановки поставок у дилеров уже мало чего оставалось. Провалилась даже «Лада». На коне лишь «китайцы».
Во всех российских автосалонах последние пару недель аврал. Люди выкупают все доступные остатки, уже не глядя на цены, которые подскочили — только согласно официальным подсчетам Росстата — к концу февраля уже более чем на 22% год к году. Особый ажиотаж, конечно, пришелся на 20-е числа, когда стало понятно, что дефицит в салонах, который наблюдался в последние месяцы, уже в ближайшее время может вспоминаться с доброй ностальгией.
Отказ мировых производителей от поставок машин в Россию, по большому счету, не мог подстегнуть продажи. Торговать было, по сути, и нечем. Судя по опубликованной 4 марта статистике Ассоциации европейского бизнеса о продажах новых автомобилей в России, продажи «в штуках» до начала операции на Украине уже давно падали, и собеседники «Фонтанки» говорят, что основной причиной было ограниченное предложение.
Так, общий объем продаж всех новых машин упал в феврале почти на 5% к уровню прошло года. То есть за месяц было продано на 5,5 тысяч машин меньше. Семь из десяти марок показали отрицательную динамику. Самый большой провал среди мэйджоров — у Skoda (-23%). Недалеко от него ушла и «Лада» (-21%). Так что разговоры о том, что с уходом иностранных брендов с нашего рынка мы сможем заместить их отечественными, — это, мягко говоря, оптимизм. Да и дальше будет не лучше: «АвтоВаз» уже предупредил, что из-за нехватки импортных комплектующих с 5 марта приостанавливает производство. А перед этим он повысил отпускные цены для дилеров на 10–20%.
Электронные блоки от Bosch еще, может быть, в обозримом будущем и доедут до Тольятти, а вот калужский завод Volkswagen уже официально объявил, что ничего больше на своем заводе не будет делать. А значит, не будет выпускаться и Skoda. Из крупных производств, которые реально влияли на положение дел на рынке, — петербургский Hyundai, кажется, в подвешенном положении. С одной стороны очевидно, что проблемы с комплектующими есть и у него. А с другой — власти Южной Кореи объявили 4 марта, что добились разрешения от США исключить автокомплектующие из санкционных списков. Так что надежда есть.
Однако к началу марта цены на машины в салонах подскочили настолько, что статистика Росстата явно за ними не поспевает. Так, только официальные цены на машины петербургской сборки в салонах всего за несколько дней выросли на десятки процентов, а по отдельным моделям — вдвое. И это не оборот речи.
На общем фоне особняком стоят китайские производители. Не то чтобы их совсем никак не затронул логистический кризис. Но все же к концу года у дилеров накопился какой-то запас машин, которыми можно было торговать. Как следствие — китайские модели прочно закрепились в десятке самых продаваемых. Причем сразу две — Haval (+65%) и Chery (+45%). На пятки наступает Geely (+82%). А Chery активно продает и свой дорогой сегмент — Cheryexeed. Всего за месяц их было продано более тысячи штук, а ведь цены на них начинаются на таком уровне, где еще недавно — пару месяцев назад — были модели среднего сегмента европейских, корейских и японских марок. Были. Теперь нет.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»