Пока городские власти ищут виновного в разрушении исторической дачи Кривдиной в Сестрорецке, у ее возможного конечного владельца проблем выше крыши. Как выяснила «Фонтанка», им может быть проходящий через процедуру банкротства петербургский экс-банкир Андрей Исаев.
Вопрос не в том, имеет ли разрушенная дача Кривдиной отношение к семье Исаевых, а в том, принадлежит ли она ему сейчас. Законный владелец здания ООО «Норд отель» владеет компанией «Пансионат Сестрорецк», связь Исаевых с которой, в свою очередь, активно обсуждается в делах об их долгах.
Сам Исаев в начале 2010-х гг. значился гендиректором «Пансионата», однако сейчас в судах доказывает, что не имеет к нему отношения. Тем не менее в распоряжении «Фонтанки» есть документ, свидетельствующий, что еще в 2019 году пост генерального управляющего отелем в этом ООО занимала Екатерина Андреевна Исаева. У нее с Андреем Исаевым, который сейчас живет во Франции, свои счеты. Она должна ему приличных денег — 175 миллионов рублей. Но это не сам Исаев подал к ней иск, а затем обанкротил. От его имени это сделал финансовый управляющий, который сейчас ищет деньги экс-банкира, чтобы раздать его кредиторам. Так что признание за собой многочисленных активов «Норд отеля» и «Пансионата Сестрорецк» — не на руку Исаеву.
«Я не знаю ничего по поводу банкира. Никакие банкиры к нашей организации отношения не имеют», — ответила «Фонтанке» гендиректор «Норд отеля» Екатерина Гутнер. На вопрос, кому это все принадлежит, есть простой, но в то же время несколько запутывающий ответ: сингапурской фирме Oriental Hotel Development. Она же, судя по данным СПАРК, конечный владелец ООО «Мойка, 22». Указанный в ее регистрационных данных сайт ведет на страничку кафе в Доме книги на углу Невского и канала Грибоедова.
В беседах с «Фонтанкой» Андрей Исаев ни разу не подтвердил, что ему принадлежит компания, управляющая сейчас флагманом его девелоперской империи — Домом Зингера. По документам, ее владелец — кипрская фирма. И сейчас на прямой вопрос, принадлежат ли «Норд отель» и «Пансионат Сестрорецк» его семье, он также ничего не ответил, хотя сообщение в мессенджере прочел.
У редакции есть основания предполагать, что конечным бенефициаром «Мойки, 22» и «Норд отеля» ранее значилась — и, возможно, остается им — некая гражданка Венгрии. Имя этой дамы примечательно тем, что так же зовут и супругу экс-банкира. Однако не известно доподлинно, один ли это человек.
Также из материалов суда известно, что Екатерине Исаевой и Андрею Исаеву все еще принадлежит ряд участков и имений (в первозданном виде и полностью перестроенных) по соседству с дачей Кривдиной вокруг Среднего парка в Сестрорецке.
Скандал с обрушившейся башней дачи Кривдиной уже на полпути к уголовному делу. Заявление, которое написали чиновники КГИОП 31 июля, сейчас, по данным «Фонтанки», рассматривает СК по Курортному району. «Фонтанка» уже рассказывала про непростую судьбу этого объекта. Будучи де-факто жилым домом, по документам он принадлежит частной компании — ООО «Норд отель». Она получила его в ходе распродажи имущества старого советского дома отдыха «Сестрорецк». Раньше им владели профсоюзы, а позже — дуумвират Андрея Исаева и Олега Шигаева, владельцев Балтийского банка и длинного списка знаковых и менее известных объектов недвижимости по всему городу.
Среди них были и дачи под Сестрорецком, часть которых в итоге оказалась перестроена и стала новым дорогим загородным клубом «Скандинавия». А вот присутствие прописанных жильцов в ныне печально известном доме с башней напротив Среднего парка этому процессу помешало. Длинная цепочка юридических и бюрократических загвоздок, а может быть, и завышенные ожидания жильцов, до сих пор делали невозможной реконструкцию дачи Кривдиной, в которой здание остро нуждалось уже много лет назад.
В итоге владелец объекта так и не успел начать ремонт — главная архитектурная изюминка, башня, обрушилась на прошлой неделе, лишь чудом не причинив вреда людям.
Глава «Норд отеля» Екатерина Гутнер рассказывала «Фонтанке», как пыталась найти компромисс с жильцами, предлагая им варианты для переезда на время ремонта, и как пыталась выселить их на съемное жилье по суду — ни кнут, ни пряник не принесли успеха. В свою очередь, КГИОП имеет давнюю историю безуспешных попыток стимулировать владельца исторического здания ускорить процесс реконструкции — штрафов на несколько десятков тысяч рублей каждый за последние годы было выписано немало, но делу это также не помогало.
Вместе с тем возникает вопрос, насколько в принципе «Норд отель» способен провести дорогостоящую реконструкцию. Сколько денег на нее нужно — неизвестно; по крайней мере, результаты таких расчетов не публиковались, а отвечать на вопрос «Фонтанки» об этом Екатерина Гутнер не стала. Но в любом случае выручка ее компании в прошлом году составила всего 3 млн рублей при убытке в 585 тысяч. На полноценную дорогостоящую реставрацию под надзором КГИОП явно не хватит. Тем более что хлопот по хозяйству у Екатерины Гутнер хватает и без упавшей башни. Принадлежащие ее компании дачи вокруг Среднего парка также требуют ремонта. К примеру, уже давно чиновники требуют вкладывать в содержание и дачи Косяковой на Ермоловском проспекте, 9, и в соседний особняк Правдзика, и в другие. К примеру, ООО «Пансионат Сестрорецк» пришлось судиться с подрядчиком реконструкции, а на деле полного сноса деревянной дачи Гольденова. В 2011 году она выгорела дотла. То, что осталось, снесли, а потом построили почти точную копию — также из бревен. Обошлись эти работы в 260 с лишним миллионов рублей. Денег, чтобы расплатиться, не хватило, и правопреемник подрядчика в начале 2021 года подал иск о банкротстве «Пансионата Сестрорецк». Пасторальное название компании не должно обманывать — основной сайт представляет элитный загородный клуб «Скандинавия» (у него свое отдельное юрлицо, на 100% принадлежащее «Сестрорецку»), комплекс отлично отремонтированных по современному вкусу тех самых старинных дач.
Это и был, пожалуй, основной актив «Норд отеля» — 90% долей в «Пансионате». У него финансовый отчет выглядит посолиднее. Выручка — 257 миллионов, чистая прибыль — 8,9 миллиона. Однако более внимательное рассмотрение отчета о движении денежных средств показывает: платежи поставщикам и подрядчикам, а также оплата труда сотрудников сильно превышают доход, в общей сложности их набралось на 530 миллионов. И если бы не полученный кредит на 251 миллион, никакой прибыли не было бы и в помине. Неудивительно, что на фоне исков на сотни миллионов в конце прошлого года доли «Норд отеля» в «Пансионате» были заложены московской компании, связанной с микрофинансовым рынком. Так что вопрос «Фонтанки» о том, на какие же деньги Екатерина Гутнер намеревается сейчас ремонтировать рухнувшую башню дачи Кривдиной, не такой уж праздный.
Денис Лебедев, Мария Долбиш, «Фонтанка.ру»