2

Не подсмотрели вовремя. Атомфлот одержал первую судебную победу над Балтийским заводом

Суд взыскал с Балтзавода 40 млн руб. за просрочку при установке камер

Атомфлот не смог вовремя начать следить online за строительством «Арктики» и «Сибири», за что наказал производителя. Судебная кампания заказчика мощнейших в мире атомных ледоколов серии 22220 против Балтийского завода состоит из шести процессов на 1,7 миллиарда.

Решение о первой победе ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом») над ПАО «Балтийский завод» Арбитражный суд Москвы опубликовал 22 апреля. Суд взыскал с петербургского предприятия 40 миллионов рублей за 195 дней просрочки при установке WEB-камер. С их помощью служба безопасности Атомфлота могла видеть online процесс строительства ледокола «Арктика» и до сих пор может наблюдать строительство ледокола «Сибирь» на верфи Балтийского завода. Заказчик пытался взыскать 195 миллионов — по своему традиционному принципу 1 миллион за день просрочки, но суд в очередной раз рекомендовал госкомпании умерить аппетиты.

Решение по предыдущему иску Атомфлота к Балтийскому заводу вступило в законную силу 22 марта. Истец безуспешно пытался взыскать с завода 733 миллиона рублей за просрочку в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним по контрактам строительства двух первых ледоколов серии 22220 — «Арктика» и «Сибирь». Отказ в удовлетворении иска судья мотивировал с небывалой для юридического делопроизводства откровенностью, фактически прямым текстом назвав Атомфлот недобросовестным, а условия контрактов на строительство самых мощных ледоколов в мире — несправедливыми.

«Всю информацию государственный заказчик получал заблаговременно и достоверно, знал о всех условиях заключаемых договоров путем участия в закупочных комиссиях. Факт наличия несправедливого условия в договоре указывает на недобросовестное поведение сильной стороны. <…> Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Применяя к слабой стороне такое условие договора, сильная сторона злоупотребляет своим правом», — написано в мотивировочной части решения.

22 марта Арбитражный суд Мурманской области зарегистрировал еще один иск Атомфлота к Балтийскому заводу на 57 миллионов рублей. Содержание претензии пока не опубликовано, но на сегодняшний день Атомфлот инициировал уже шесть судебных процессов против Балтийского завода с общей суммой претензий более чем в 1,7 миллиарда. Два предыдущих иска общей стоимостью 700 млн рублей датированы 1 марта в Арбитражном суде Москвы, который пока не начал рассматривать их по существу.

Суть претензий по всем искам заключается во взыскании просрочек по формальным пунктам контрактов о строительстве атомных ледоколов серии 22220 «Арктика» и «Сибирь». Атомфлот пытается взыскать с завода неустойки за несвоевременно предоставленные документы из расчета 1 миллион рублей за день просрочки.

В трех случаях, когда дела уже рассмотрены, суд фактически встал на сторону петербургских судостроителей. В первом иске сумма требований снижена судом со 139 миллионов до 100 тысяч, в удовлетворении исков на 94 и 733 миллиона вовсе отказано. Два из трех вынесенных решений вступили в законную силу.

Отметим, что «Арктика» заложена в ноябре 2013 года, в июне 2016-го спущена на воду, а в эксплуатацию ее должны были ввести в 2017 году. Фактически это случилось 21 октября 2020 года. Таким образом, просрочка при строительстве флагмана серии 22220 составила три года. Ледокол «Сибирь» заложен в мае 2015 года и в сентябре 2017-го спущен на воду. Сроком его сдачи стал 2021 год, и деловые СМИ называют этот срок «сдвигом на два года».

Суммарная просрочка сдачи обоих ледоколов может составить 5 лет, но Атомфлот почему-то не требует за это от Балтийского завода 1,8 миллиарда рублей в соответствии с любимой им калькуляцией «миллион за день просрочки». Претензии сводятся к не вовремя согласованной бумаге и несвоевременно представленным копиям договоров.

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79 % принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным Росатому ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» в октябре был передан Атомфлоту, после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол «Якутия» заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 «Чукотка» обещают заложить 18 декабря.

В ноябре Балтийский завод сдал Росморпорту один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире — «Виктор Черномырдин» (серия 22600).

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Рассылка "Фонтанки": главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (2)

AVasil
Возникла та же мысль. Что там еще остается? Завод Веры Слуцкой? Место-то вкусное.

Cвифт
.... мои предположения, что вслед за Севкабелем будут банкротить Балтийский, похоже сбываются ..... эта шайка, пока не подавится, не остановится.

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...