Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Носить хиджаб и быть второй женой — как выбор. Может ли женщина остаться в исламе и быть свободной (фото)

Носить хиджаб и быть второй женой — как выбор. Может ли женщина остаться в исламе и быть свободной (фото)

21 448

В Петербурге нет такого движения, как исламский феминизм, но есть его исследователь. Наталья Тамбиева организовала женский клуб для мусульманок и готовится защитить кандидатскую по теологии в СПбГУ. «Фонтанка» познакомилась с петербургскими мусульманками и узнала, как сочетаются феминизм и ислам.

Коврик на входе в антикафе завален обувью. Субботним днём здесь — как в доме семьи Уизли из «Гарри Поттера». Много людей и предметов, все они перемещаются хаотически. Стоит такой гам, что разговаривать нужно громче обычного.

Чтобы визуально отгородиться от суеты, Аня задергивает шторку. Садится и разливает чай. На столе лежит испещрённый цветными закладками «Идиот». Фёдор Михайлович собрал вокруг себя женщин-мусульманок. Раз в месяц они встречаются, чтобы обсудить прочитанную книгу.

Заседание книжного женского клуба
Источник:

Встречу ведёт Дали, помощник нотариуса и мама троих детей. У неё волосы убраны под платок (как и у остальных участниц встречи), бежевое платье с длинным рукавом, веки подведены золотыми тенями, на губах — красная помада. Она учительским тоном спрашивает про тему и название произведения, зачитывает подготовленные и распечатанные замечания. Очень скоро разговор из формального превращается в обычный. Подруги обсуждают самых омерзительных персонажей и не щадят мужчин: Фердыщенко — «свинья», Тоцкий — «мерзкий педофил», Ипполит навязывает себя другим, а генерал — «врун».

— А Настасья Филипповна сегодня была бы шикарной женщиной, сидящей в «Мерседесе» под кайфом. Может, так же пристрелили бы.

— Мне кажется, она не безумная, а просто истеричка.

— Я вообще не согласна. У неё — личная трагедия. Она же многих уничтожает: Ганю, Тоцкого, генерала. А как она этого Рогожина? Казалось бы, такому неистовому характеру только такой Рогожин и нужен был, чтобы они корриду устраивали.

— Она выбрала мрачный дом, а могла выйти за князя, в прачки пойти. Она жертва самой себя.

— Она играла двумя мужчинами. Один был жалостлив к ней, другой обезумел, и тут они вместе. Один её убивает, второй страдает. На самом деле сцена красивая.

— Фига себе красиво, ножичком под сердце.

При обсуждении отмечают мудрость Лизаветы Прокофьевны, упоминают дочь Лебедева Веру (в романе она постоянно в трауре, с младшей сестрой на руках).

— Она женщина-тоска и женщина-тень, как и Сонечка Мармеладова.

— На таких женщинах и держится мир. Она готова отдать себя мужчине.

— Мужчине это не надо. Ему хочется Настасью Филипповну, Аглаю или Елизавету Прокофьевну.

— Мне кажется, стихи и песни таким женщинам не посвящают.

— Если бы все женщины были «огонь» — что бы творилось?

— Девочки, у нас есть знакомая, которая была смиренной женщиной, и её муж пошёл и женился ещё на одной, на «огне». Она — прекрасный человек, верующая и отзывчивая, но он пошёл и женился на женщине с тремя детьми.

Что такое исламский феминизм

Организовывает встречи книжного клуба Наталья Тамбиева. Она в 18 лет переехала из Краснодарского края в Петербург, где встретила своего будущего мужа. Девушка из обычной российской (не религиозной) семьи познакомилась с парнем из Ингушетии. Сейчас их браку уже 16 лет.

«Когда он увидел с моей стороны интерес к исламу, он очень настороженно отнёсся и сказал: "Если вдруг что-то не сложится, а ты сейчас выбираешь это из-за меня, то это будет неправильно. Для меня это не нужно и не играет никакой ключевой роли"», — вспоминает Наталья. С родственниками мужа познакомилась после свадьбы. В семье её приняли с уважением.

Уже будучи замужем Наталья поступила в Московский исламский институт. После его окончания она решила со светской точки зрения посмотреть на религию и продолжила обучение в магистратуре Восточного факультета СПбГУ, где заинтересовалась женскими вопросами в исламе.

Параллельно Наталья работает руководителем аппарата в Духовном управлении мусульман Санкт-Петербурга и Ленобласти, где организовала женский клуб. Она стала много общаться с мусульманками и видеть, как складывается их жизнь внутри сообщества. Когда пришло время для аспирантуры, Тамбиева уже знала, что посвятит свою кандидатскую исламскому феминизму.

Этот термин зародился в 80-х годах в академических кругах США, и в его основе лежит идея о перепрочтении Корана женщиной. Традиционно Священное писание толковали учёные мужи, укрепляя таким образом патриархальный уклад. Женский взгляд предполагает, что в источнике уже заложены права и свободы женщины, задача исламского феминизма их вернуть.

«Женщине-мусульманке не нужно отказываться от своей идентичности. Она, сохраняя её, может найти ответы в Коране, — рассуждает Тамбиева. — Женщина имеет право выбора, то есть это её выбор: носить или не носить хиджаб, выходить второй женой или нет, рожать 10 детей или одного. Она может быть соблюдающей мусульманкой и свободной женщиной одновременно».

1 из 2
Источник:

В рамках кандидатской диссертации Тамбиева разговаривала с мусульманскими активистками из разных российских регионов. Спрашивала у них о работе в религиозной системе, соблюдении прав женщин и исламском феминизме. О последнем респондентки узнавали только от Натальи.

«В обществе схожее негативное восприятие и ислама, и феминизма — из-за того, что транслирует ТВ-картинка. Телевизор показывает феминистку с оголённой грудью, скандирующую что-то в толпе. А если мы у человека, не причастного к религии, спросим, что такое ислам, он скажет: женщины с закрытым лицом, вокруг куча детей, мужчина неопрятный бородатый, может, и с автоматом... К сожалению, непонимание сути явления и религии влечёт шаблонное и негативное восприятие», — отмечает Наталья.

По словам Тамбиевой, занимающиеся правозащитной работой на Кавказе избегают слова «феминизм», чтобы лишний раз никого не нервировать. Хотя их работа целиком перекликается с повесткой «женского вопроса».

Тамбиева планирует защитить диссертацию по теологии в СПбГУ и стать первой женщиной-теологом, получившей ученую степень по исламской теологии. «Женщины в академическую среду ещё вхожи. Но у женщин, занимающихся богословской деятельностью (порой с компетенциями гораздо выше, чем у мужчин), нет голоса», — замечает она.

Не феминистки

Все участницы встречи книжного клуба в ислам пришли. Дали приняла веру, когда ей было 15. «Я очень долго изучала вопрос и поняла, что только в этих рамках чувствую себя как рыба в воде. Ислам дал свободу, не визуальную, как кажется ("вот эти запакованные ходят"), а свободу выбора и эмоциональную. Самое важное — возможность напрямую обращаться ко Всевышнему, чего нет в православии».

Марьям познакомилась со своим первым мужем в общей компании, где были не только мусульмане.

— Настало время намаза, и он молча с таким достоинством пошёл совершать молитву! Для меня это был шок, что он не стесняется, — вспоминает она. — Это такое спокойное подчинение чему-то, чего я не понимаю. Я захотела посмотреть, что это, пощупать своими руками.

— А не было страха, что после замужества вы можете потерять в правах?

— В каких правах женщина ограничена? Ишачить на пяти работах? Мне не нравится такое равноправие, при котором я рожаю детей, хожу на работу, у меня ещё и дома коммунистический субботник. В исламе всё-таки хоть семьи складываются по-разному, но есть у каждого права и обязанности. У мужчин обязанностей гораздо больше, в том числе и по обеспечению семьи. Есть правила, по которым он выбирает женщину в жены — она должна жить не хуже, чем жила у отца. Если он берёт в жены ту, которая живет на широкую ногу и в парикмахерской тратит 10 тысяч, он должен это понимать... А я... всё-таки я не зарабатываю, а работаю. На своей работе я творю, я художник.

Подруги выдают Дали — ей по хозяйству помогает домработница. А Марьям признаётся, что ей жалко отдавать деньги чужому человеку, 14 окон в своём доме она моет сама.

У Марьям редкая специальность. Она эрготерапевт, занимается детьми с тяжёлыми нарушениями в развитии. У неё двое детей, и недавно она второй раз вышла замуж. «Мы не позволили себе человеческое лицо потерять, зная, что всегда есть кто-то, кто наблюдает за нами... вера останавливает от опрометчивых и эмоциональных излияний. А развелись легко, в смысле — сама процедура», — замечает она.

— А разве то, что мужчина в исламе может иметь четыре жены, это не ущемление прав женщин? — интересуюсь у своих собеседниц.

— Это вишенка на торте в ваших вопросах, — иронизирует Дали. — Я работаю помощником нотариуса, и у каждого нашего богатого клиента — не по одной женщине (и даже не по две), потому что у них есть деньги, и они могут это позволить. Их жёны знают, что у них есть любовницы. Я бы не хотела так жить, чтобы у моего мужчины была любовница, вторая жена. Мне дорога семья и наши дети.

— Все же согласятся, что когда мужчины берут третьих и четвёртых жен, то там семьи не очень счастливы. Он несчастен, как султан. Те женщины, которые в Арабии рождаются, для них это норма — быть второй женой, их так воспитывают, для нас — нет, — вступает в разговор Елена. Она единственная из присутствующих домохозяйка и уже стала бабушкой.

— В религиозной семье какой-нибудь религиозный постулат может быть оправданием для жертвы сидеть и терпеть. Если вспомнить фразу, что религия — опиум для народа, это так и есть, — говорит ещё одна участница клуба Аня.

— Я не согласна. Это упрощённое толкование, — не соглашается Марьям.

— Я не о религии в целом, а о том, что она может использоваться как форма манипуляций.

Когда мы уже уходим, Аня вспоминает, как застала мужчин-мусульман, которым уже за 30, за обсуждением: что же делать с этой проблемой — феминизмом. «Если так рассуждать будете, то никогда и не женитесь», — сказала она им то ли в шутку, то ли всерьёз.

Практика мусульманского феминизма

Женский клуб при Духовном управлении мусульман Петербурга — единственная возможность для некоторых женщин выйти, что называется, в свет. Есть мужчины, которые не разрешают своим жёнам посещать другие места, кроме религиозного центра. Обычные концерты и выставки на городских площадках оказываются для них недоступными.

«Центр ведет просветительскую деятельность, и это основное направление, но при этом мы не можем игнорировать реальность: мусульманские женщины, как и все остальные женщины, сталкиваются с проблемами домашнего, психологического, экономического, сексуального насилия. Возможно, оно имеет свою специфику, работа в этом направлении осложняется из-за табуированности этой темы в обществе», — говорит Наталья.

В женском клубе удалось создать атмосферу доверия, в которой мусульманки не стали бояться рассказывать о проблемах. Однажды Наталье позвонила знакомая и призналась, что её избил муж. «К сожалению, те варианты, которые мы ей предложили, ей не подходили. Потому что она — представитель такого народа, где уход женщины из дома даже в такой ситуации сразу подразумевает, что она ушла не в приют или убежище, а бежала с любовником. Её заклеймят. На тот момент у меня был вариант только один — привести её к себе домой, но даже это ей не подходило. В итоге были переговоры с её отцом, который сказал: "Для нашей семьи будет лучше, если ты останешься в браке. Он тебя избил, но он же с тобой не разводиться собирается". И к сожалению, она по сей день находится в том браке».

По словам Натальи, женщины не могут уйти от мужей-агрессоров, так как не видят опоры в себе, да и государство не в состоянии предоставить им защиту. Когда одна из мусульманок пожаловалась на жестокость мужа в полицию, ей ответили: «Когда побьёт, тогда и вызывайте».

Среди петербургских мусульманок нет какого-то организованного движения. Это помощь человека человеку — иногда продуктами, иногда вещами, организацией психологической консультации. Часто обращаются мигрантки, которых выдали замуж в Петербург, тут они родили детей, а потом муж выставил их на улицу ни с чем.

«Когда ко мне приходит девочка 18 лет и говорит, что у неё есть жених другой национальности, то я, конечно, отговаривать её от замужества не буду, — объясняет Наталья. — Но постараюсь рассказать о каких-то реалиях. Возможных сложностях, которые могут возникнуть в межнациональном (межэтническом браке), об особенностях ролей женщин и мужчин в этом народе, о традиционном укладе и других особенностях. Но чаще всего приходят по уши влюбленные, и им эти напутствия видятся как романтика и приключения — "любовь поможет преодолеть все препятствия"…Но опыт показывает, что потом они приходят, уже пострадав от таких романтических воззрений, столкнувшись с трудностями реальности».

— Сами женщины готовы к революционным изменениям и исламскому феминизму?

— Если это даже революция, то это не толпа с плакатами, а воспитательная и просветительская деятельность, которая меняет уровень сознания. Когда ты закладываешь гуманистические понятия, принципы такого положения женщины, которое рассматривает исламский феминизм, и ты воспитываешь специалистов, они эту идею поддерживают и практикуют, несут её в массы. Таким образом меняется сознание людей. Мы же понимаем, что это очень долгосрочная перспектива.

Елена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
27
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях