Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество Глава МИД Финляндии: Вопрос об открытии границ будем решать летом

Глава МИД Финляндии: Вопрос об открытии границ будем решать летом

43 503
 Pekka Haavisto

Накануне встречи с Сергеем Лавровым в Петербурге глава МИД Финляндии рассказал журналистам, чего он ждёт от переговоров, когда будет решаться вопрос об открытии границ и почему дело Навального стоит в одном ряду с присоединением Крыма.

В понедельник, 15 февраля, глава МИД Финляндии Пекка Хаависто прибудет в Петербург на переговоры с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, с которым в последний раз он встречался в Хельсинки незадолго до закрытия границ. В течение дня он встретится с представителями администрации города и Ленобласти, бизнес-сообщества России и Петербурга и с некоторыми негосударственными организациями (в частности, специализирующимися на защите окружающей среды). Россия станет третьей страной за пределами ЕС после Эфиопии и Судана, куда отправится с визитом Хаависто с начала пандемии.

— На каких условиях и когда Финляндия готова будет открыть границу для российских туристов? Какова вероятность обязательного теста на границе или использования паспорта вакцинации для въезда?

— Пока в условиях коронавируса наша главная задача — сдержать его распространение, и Финляндия в сравнении с другими странами справляется с этим довольно хорошо, но даже у нас больше 700 человек умерших от COVID-19 и около 50 тысяч случаев заражения, сделано 3 миллиона тестов. Мы стараемся защитить наших граждан и потому сохраняем жёсткие ограничения даже для людей, приезжающих из ЕС, в том числе из Эстонии и Швеции.

Мы ускоряем вакцинацию. Сейчас мы строго начали с групп старшего возраста, людей старше 80–90 лет, группы риска прививают в первую очередь. И когда у нас будет более высокий уровень вакцинации до лета, ситуация в Финляндии улучшится. Я очень рад, что в России идёт процесс прививки «Спутником V» и вакцинация работает.

К сожалению, мы вынуждены сохранять ограничения до тех пор, пока есть угроза коронавируса. И ослабление этих мер случится тогда, когда и у нас, и в соседних странах будет более высокий уровень вакцинации. Когда распространение инфекции удастся взять под контроль, мы снова сможем разрешить людям путешествовать. Но о том, когда и в каком месяце это случится, говорить пока рано.

Мы обсуждаем внутри правительства и с нашими европейскими партнёрами, как, например, вводить и использовать документ о вакцинации, а также требование (отрицательного) теста, но пока никаких решений не принято. Несмотря на то что мы уже начали вакцинацию, мы можем сказать, что этот процесс займёт какое-то время, и, возможно, летом, когда большинство населения будет привито, мы уже должны будем принять решение, какого рода документ будет подходящим для пересечения границы.

Пока внутри Финляндии мы до сих пор обсуждаем ужесточение мер для финских граждан для борьбы с новым штаммом коронавируса. Снижение заболеваемости у нас небольшое, и мы недовольны таким развитием ситуации.

Я очень надеюсь, что всё вернётся в нормальное русло как можно скорее. Когда это случится, Финляндия дружелюбно примет российских туристов.

— Готова ли Финляндия купить «Спутник V» после одобрения местного регулятора, не дожидаясь одобрения Европейского агентства лекарственных средств, как, например, сделала Венгрия?

— Мы полагаемся на мнение Европейского агентства лекарственных средств. Мы должны быть уверены в хорошем качестве вакцины и в том, что она соответствует всем критериям и не имеет отрицательных последствий. Вакцинация населения — это огромная ответственность, и мы не делаем никаких шагов, которые противоречат принципам EMA, в том числе предшествующих его решениям. Когда EMA даёт «зелёный свет», все одобренные им вакцины становятся равноправными.

— Есть ли шанс, что российский производитель «Биокад», который собирался открывать завод в Турку, сможет ускоренно получить лицензию на производство вакцины в Финляндии?

— Решение о производстве вакцин на территории Финляндии зависит полностью от частных компаний-производителей. Для начала коммерческого производства требуется определённое время. Если вакцинация от коронавируса будет сезонной, как от гриппа, мы, возможно, и придём к тому, чтобы производить вакцину самостоятельно. Сейчас мы сотрудничаем с крупными производителями.

— Повлияет ли визит верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля на исход вашей встречи с Лавровым?

— Конечно, нам есть что обсудить и в сфере двусторонних отношений, но Финляндия — часть Евросоюза, и фоном идут санкции после аннексии Крыма и события в Восточной Украине, и отравление Алексея Навального с его последующим тюремным заключением в России. Конечно, важно понимать, что Финляндия поддерживала все заявления ЕС по этим событиям, основываясь на том, что были нарушены международные законы. Но я надеюсь, что обычная коммуникация и отношения по другим вопросам сохранятся. Я благодарен Боррелю, что он принял приглашение Лаврова приехать в Москву. В последний раз, по-моему, такая встреча состоялась в 2017 году, когда в Россию приезжала глава европейской дипломатии Фредерика Могерини. Сейчас был хороший момент сделать это снова.

Я жду интересных переговоров, но мы знаем, что во время визита Борреля было напряжение, и высылка трёх европейских дипломатов видится недружественным шагом по отношению к высокому гостю в Москве. К сожалению, атмосфера встречи была не лучшей. Обсудим это подробнее с главами МИД и Боррелем 22 февраля в Брюсселе.

Но мы с Россией соседи, нам есть что обсудить в сфере двусторонних отношений во время моего визита в нормальной дипломатической атмосфере в Санкт-Петербурге.

— Боррель сказал, что переговоры с Лавровым накалились в тот момент, когда он заговорил о ситуации с Навальным. Будете ли во время встречи поднимать этот вопрос, а также вопрос прав человека?

— На наших предыдущих встречах с Лавровым мы обсуждали и сложные темы, такие, как права человека и санкции, и это нормально. В международной дипломатии нужно говорить и о проблемах, особенно в данном случае, когда они могут повлечь санкции и ограничительные меры между РФ и ЕС. Всегда полезно коснуться причин и посмотреть, есть ли прогресс или есть ли возможность продвинуться дальше в решении вопроса. Лавров очень опытный и профессиональный дипломат, и я полагаюсь на то, что в Петербурге нам удастся обсудить сложные моменты в нормальной манере.

— На прошлой неделе президент Финляндии Саули Ниинистё сказал, что дело Навального отрицательно отразится на двусторонних отношениях с Россией. Как это может произойти на практике, ведь наши страны всегда поддерживали между собой конструктивное сотрудничество?

— Конечно, ситуация с Навальным, как и незаконная аннексия Крыма, и события в Восточной Украине, отражаются на наших отношениях с позиции Евросоюза, членом которого является Финляндия, и мы поддерживаем ограничительные меры, связанные с этими вопросами. Мы рассматриваем дело Навального в международном праве, была нарушена Международная конвенция против химического оружия, и теперь Россия и международное сообщество должны решить эту проблему и провести тщательное расследование.

В то же время даже в период пандемии у нас продолжилось тесное сотрудничество по вопросам границы: пассажирский трафик ограничен, но мы разрешили перевозку грузов, профессиональные контакты продолжаются, и это очень важно. Есть надежда, что на наши экономические отношения COVID-19 повлияет как можно меньше. Я хотел бы поблагодарить российские пограничные службы за сотрудничество в период пандемии.

— Вы упомянули, что Финляндия поддерживает санкции против России в связи с делом Навального. Какими именно могут быть эти санкции?

— Я ссылался на уже существующие санкции, которые были введены осенью после отравления Навального. Пока между министрами иностранных дел ЕС эта тема не обсуждается, и я сейчас не хотел бы уходить в спекуляции.

— Какие еще темы вы собираетесь обсудить с Лавровым и какие сферы будут приоритетными в двусторонних отношениях России и Финляндии в этом году?

— Мы поговорим о приграничном сотрудничестве и сотрудничестве в борьбе с коронавирусом, о том, как нам поддерживать связи в этот трудный период COVID-19. Мне также интересно узнать новости, связанные с председательством России в Арктическом совете, которое начнётся в апреле. Я думаю, у России и Финляндии много возможностей для сотрудничества в Арктике. Прошлой весной я следил за новостями о ядерных отходах, проблемах их захоронения, проблемах в Арктике, так что я жду дискуссии о климатической политике. Это очень важно, в то время как мы видим шаги новой администрации США к Парижскому договору. России тоже следует стремиться к зеленой возобновляемой энергии и модернизировать энергетический сектор.

— Готова ли Финляндия продолжить дипломатическую традицию и принять на своей территории встречу Владимира Путина и Джо Байдена, как это произошло с Дональдом Трампом ранее?

— Мы всегда готовы предложить хорошую площадку для дипломатических переговоров в Финляндии, у нас уже были важные встречи. Осенью у меня была возможность встретиться с делегациями России и США, которые обсуждали СНВ-III в Финляндии, и обе делегации были благодарны, что мы предложили для них нейтральную территорию. Это очень важный договор о сокращении ядерного оружия между Россией и США, и я рад, что он продлевается. Так что Финляндия всегда готова принять переговоры, если понадобится.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
29
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях