Московский окружной военный суд рассматривает дело 11 обвиняемых в подготовке подрыва петербургской подземки. «Фонтанка» ведет онлайн-трансляцию с первого заседания.
Теракт на станции метро «Технологический институт» в Петербурге 3 апреля 2017 года унес жизни шестнадцати человек, в том числе предполагаемого смертника. 22-летний выходец из Киргизии Акбаржон Джалилов имел сторонников в двух столицах, считает Следственный комитет. На скамью подсудимых преимущественно попали земляки Джалилова. Они жили в съемных квартирах, подрабатывали в суши-ресторанах и, по мнению следствия, помогали в реализации теракта.
После взрыва в метро Петербурга были задержаны Шохиста Каримова, Махамадюсуф Мирзаалимов, Дилмурод Муидинов, Сайфула Хакимов, Ибрагим Эрматов, Бахрам Эргашев, Аброр Азимов, Акрам Азимов, Мухамадюсуп Эрматов, Содик Ортиков, Азамжон Махмудов.
Процесс проходит в выездном режиме, в Ленинградском окружном военном суде на Кирочной улице в Петербурге. Кроме 11 обвиняемых, в деле будут участвовать 112 потерпевших - родственники погибших и получившие травмы при взрыве. Председательствует в коллегии судья Андрей Морозов.
Уголовное дело составило 127 томов. Оно расследовалось полтора года, до июля 2018-го. Еще несколько месяцев обвиняемые знакомились с материалами.
По версии следствия, 3 апреля 2017 года в метро планировались два теракта. Смертник перед самоподрывом на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» оставил замаскированное под огнетушитель устройство на платформе станции «Площадь Восстания». Оно не сработало якобы из-за конструктивных ошибок. Привести его в действие смертник хотел дистанционно, считают в СКР.
Теракт кардинально изменил подземку. Через неделю в вестибюлях станций зазвенели рамки металлодетекторов. Сотрудники метро были признаны профессионально непригодными, их отправили на переаттестацию и создали службу транспортной безопасности. В идеале каждый сотрудник должен обладать навыками профайлинга - чтению по лицам.
После теракта появилась традиция закрывать станции из-за бесхозных предметов. В год взрыва подземка недосчиталась 14 млн пассажиров.
Здание Ленинградского окружного военсуда. Перед входом - «пробка» из представителей прессы.
Подсудимых доставили в суд. Разместить потерпевших и слушателей в зале - особая логистическая мудрость, на это уйдет какое-то время.
Обвиняемых объединили в террористическое сообщество. Предполагается, что они входили в группу, созданную выходцами из Киргизии и Узбекистана.
Следует понимать, что на скамье подсудимых оказалась так называемая «группа поддержки». На этом процессе отсутствуют три главных фигуранта. Исполнителя нет по понятным причинам. Вербовщиком считается 28-летний уроженец Киргизии Сирожиддин Мухтаров, известный как Абу Салах. Организатором и идеологом - 36-летний гражданин Узбекистана Бобиржон Махбубов с позывным «Ахмед». Он родился в городе Андижан, имеет отношение к запрещенной в РФ террористической организации «Джамаат Таухид валь-Джихад» («Армия единобожия и войны»).
Между тем, жизнь идет своим чередом. Перед зданием суда благоустроители занимаются распилом деревьев. Ветхую древесину увозят грузовиками.
Участники группы внесли различный «вклад» в подготовку теракта, следует из обвинения. Например, подмосковная зеленщица Шохиста Каримова, женщина в возрасте, будто бы оказывала подельникам различные услуги - активировала сим-карты, предоставляла телефоны.
Каримова отрицала причастность к теракту. При обыске ФСБ нашла у нее гранату Ф-1, промышленные детонаторы, микросхему и провода. По словам женщины, оперативники перед приездом следователя вытерли о ее волосы детонатор и сунули провода в подмышечную впадину.
Одним из наиболее деятельных участников назван 31-летний Акрам Азимов. Он якобы держал связь с международными террористами и получал деньги для подготовки взрыва в Петербурге. Азимов родом из города Джалалабад.
Его младший брат Аброр Азимов частично признавал вину, но уверял, что стал марионеткой в чужой игре.
«Мое участие есть, но оно не прямое. Я не осознавал свои действия. Мне давали команду, а я исполнял», – говорил Аброр при аресте в апреле 2017 года. Сообщалось, что именно ему позвонил перед самоподрывом Акбаржон Джалилов.
Вспомнить, что происходило в Петербурге в день теракта в метро можно поможет фото и видеохроника «Фонтанки».
Перед залом заседания собралось большое количество журналистов
Родственники подсудимых и потерпевшие размещены в других местах.
Н.А. Касаткин. «В коридоре окружного суда». Перед процессом 21-го века можно окунуться в художественную историю.
В небольшой экспозиции нашлось место рабочему столу судьи военного трибунала Ленинградского фронта.
Дела о терроризме в России, согласно статье 31 УПК, подсудны лишь четырем судам - Дальневосточному окружному военному суду, Московскому окружному военному суду (МОВС), Приволжскому окружному военному суду и Северо-Кавказскому окружному военному суду.
По практике, преступления, совершенные в Петербурге, попадают под юрисдикцию столичных военсудей. Они проводят выездные заседания в Ленинградском окружном военном суде единолично или коллегией из трех человек. Объем «террористических» дел (под эту категорию попадают вербовка, обучение, призывы, распространение идей джихада в мессенджерах) в последние годы огромен, и представители МОВС полжизни проводят в «Сапсанах». Это считается более целесообразным, чем возить подсудимых, свидетелей и других участников процесса в Москву.
Прессу пригласили в зал.
Александр Ермаков/"Фонтанка.ру"
Перед процессом подсудимые обратились к журналистам. Самую эмоциональную речь произносит Шохиста Каримова. По ее словам, все дело сфабриковано.
Каримова и раньше отрицала причастность к теракту. При обыске ФСБ нашла у нее гранату Ф-1, промышленные детонаторы, микросхему и провода. По словам женщины, оперативники перед приездом следователя вытерли о ее волосы детонатор и сунули провода в подмышечную впадину.
Александр Ермаков/"Фонтанка.ру"