Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город На Восточном диаметре обойдутся без Ленобласти

На Восточном диаметре обойдутся без Ленобласти

2 976
Светлана Холявчук/Интерпресс
Источник:

Восточный скоростной диаметр принимает эстафету от Западного. В Петербурге рассказали, когда, как и за сколько построят широтную магистраль. Стадионами мерить бессмысленно.

Условный олимпийский факел от Западного скоростного диаметру Восточному передавали 15 ноября на ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». Сессию назвали без обиняков: «Транспортные мегапроекты». Лучше и не скажешь, совокупная стоимость двух магистралей составляет примерно 400 миллиардов. Многое еще предстоит решить: идти над Невой или под, над исправительной колонией или в обход. Зато стало чуть понятнее по деньгам: федералы могут понести до половины расходов, от Ленобласти особо ничего не ждут.

Журналисты норовили спросить об ошибках, которые проявились за год полноценной эксплуатации ЗСД и которые могли бы учесть проектировщики и строители новой трассы. Одна из ошибок, как выясняется, верить Генплану. Проекты обеих магистралей — плод труда АО «Институт «Стройпроект». Его директор Алексей Журбин рассказал, что при прогнозировании трафика по ЗСД отталкивались от генплановских показателей, однако реальность значительно обогнала эти прикидки. После открытия в декабре 2016 года центрального участка поток по магистрали вырос вдвое, в итоге более 70 млн поездок за год, 300 тысяч транзакций в сутки. Сколько ни закупай транспондеров (78% всех оплат) и ни играй с тарифами, популярность ЗСД растет; в итоге возникают проблемы со сбросом этого потока в улично-дорожную сеть города, особенно в районе Богатырского проспекта. Отсюда необходимость в строительстве новых съездов, сначала на Шуваловском, потом – на набережной Макарова и в Шкиперском протоке.

В проекте Восточного скоростного диаметра (он же широтная магистраль) развязок уже 11 против 9 существующих на ЗСД. При этом перспективная трасса, считай, в два раза короче — 22,9 км и 46,6 км соответственно. Основные параметры ВСД назывались ранее: 8,7 км пойдут по Ленобласти, 14,2 км – по территории города. При этом протяженность от Благодатной до кольцевой составит 16,7 км. Областные 2,5 км от границы Петербурга до КАД будут включены в зону ответственности города; об этом рассказал директор АО «ЗСД» Игорь Лукьянов, который курирует и широтную магистраль. Соответственно, от Благодатной до КАД будет шесть полос, дальше до Мурманского шоссе — 4.

Если говорить о преемственности, то строительство ВСД, как и Западного скоростного, в значительной степени будет проходить в створе существующих трасс и железнодорожных путей. Так, по-над рельсами, магистраль вывалится к проспекту Энергетиков. Жители ЖК «Ладожский парк», как уже писала «Фонтанка», отодвинули трассу от своих окон подальше на запад. Однако пока неясно, насколько: Восточный скоростной диаметр может перепрыгнуть через территорию исправительной колонии №7 «Яблоновка», либо обойдет ее ближе к Ладожскому вокзалу, если этот вариант больше устроит службу исполнения наказаний. Судя по графику работ, это станет понятно до конца 2018 года, когда закончится проектирование третьего этапа строительства.

О втором известном спорном моменте сегодня пришлось высказаться представителям Минтранса. В какой-то момент ВСД выходит к Неве в районе Финляндского моста, дальше — тишина; вернее, неизвестность. Вице-губернатор Игорь Албин уже заявлял, что еще в текущем году предстоит решить, по тоннелю или по новому неразводному мосту перебираться через реку. Подземный вариант дороже миллиарда на 3-4, но зато позволяет избежать проблем с охраняемыми видами и панорамами города. В ходе конференции к стенду ВСД подвели замминистра транспорта Николая Асаула. Он как-то не разделил мнения Албина о том, что подобное удорожание «несущественно при столь масштабном проекте», особенно если учесть стоимость эксплуатации. «Мы не должны шиковать за счет будущих поколений», – непривычно афористично высказался замглавы Минтранса и вслед за своим непосредственным начальником вновь предложил рассмотреть вопрос совмещенного железнодорожно-автомобильного моста.

Судя по названным цифрам, экстрарасходы на тоннель вместо моста составили бы 2,5% от общей стоимости проекта в 160 млрд рублей. Еще в ходе летнего экономического форума город подписал два протокола о намерениях, с Евразийским банком развития и ВТБ на 160 млрд и 110 млрд рублей соответственно. 15 ноября тематическую сессию модерировал глава департамента финансирования инфраструктуры «ВТБ Капитал» Олег Панкратов.

Схема финансирования пока неясна, уроки ЗСД тут могут и не помочь. Напомним, из 212,7 млрд рублей стоимости диаметра, 50,7 млрд рублей пришли из федерального бюджета, 54,1 млрд рублей – из городского, а внебюджетное финансирование составило 107,9 млрд рублей. Однако, как отметили участники дискуссии, экономическая ситуация здорово изменилась с 2005 года, когда начинали строить ЗСД. По словам замглавы городского комитета по инвестициям Дмитрия Синкина, по аналогичным проектам доля федерального участия может достигать 70%, но сам чиновник склоняется к более консервативному варианту в 50%. При этом Синкин подчеркнул, что речь идет о «средней температуре» по отрасли, конкретную финансовую модель только предстоит определить.

На Ленобласть, судя по всему, пока рассчитывать не приходится. Несмотря на то, что концессионное соглашение может быть заключено от лица двух субъектов Федерации, на данный момент участие областного бюджета не обсуждается. Более вероятен вариант, при котором ВСД будет признан объектом регионального значения Санкт-Петербурга и именно городская казна вложится в него. Проектирование всей магистрали закончится в следующем году, завершить строительство предполагается, самое позднее, в 2025-м.

На сессию заглянул депутат Законодательного собрания Михаил Амосов. Рассыпавшись в похвалах обоим проектам, он все же посетовал на то, что текст концессионного соглашения по ЗСД не могут получить даже парламентарии по запросу. Игорь Лукьянов в ответ сослался на позицию концессионера, который имеет право на конфиденциальность. А гендиректор ООО «Магистраль Северной столицы» Алексей Бнатов высказал частное мнение: соглашение не публикуют потому, что в полном объеме со всеми приложениями его мало кто может осилить. А если судить об условиях на основе частичного ознакомления, суть соглашения и характер объекта могут пострадать. Вряд ли к 2025 году, когда по концессии же построят ВСД, количество способных осилить, понять и принять кардинально увеличится.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях