Полтавченко подписал программу развития малой авиации Петербурга, которая могла бы решить много серьезных вопросов. Могла бы, но не решит. Потому что после подписания сразу исчезла.
Уменьшить финансовую нагрузку на полеты «малой» авиации, упростить законодательство в сфере частного воздушного транспорта. Это то, о чем петербургские авиаторы просят органы власти с начала тысячелетия. В том числе и через программу «Экипаж» на интернет-канале «Фонтанка.Офис». Их, казалось бы, наконец-то услышали. В последнюю неделю августа губернатор Георгий Полтавченко подписал программу развития авиации общего назначения (АОН) Петербурга в период с 2016 по 2020 годы.
Ее реализацией должна была заняться рабочая группа, в которую кроме чиновников комитета по транспорту входят представители Северо-Западного филиала Росавиации, АНО «Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», СПбГУ ГА, некоммерческого партнерства «Транспортный союз Северо-Запада», «Института воздушного и космического права», а также представители авиации общего назначения.
В ожидаемых результатах программы обозначили пять пунктов, начинающихся со слова «увеличить»: количество аэродромов и посадочных площадок, выданных разрешений на использование воздушного пространства для АОН, связанных с авиацией спортивно-массовых мероприятий, вовлеченных в авиацию людей.
Впрочем, сроки реализации некоторых пунктов вызывают вопросы. Часть из них обсуждалась в авиасообществе последние несколько лет, а реализовать их предлагается за считанные месяцы. В пресс-службе комитета по транспорту с оптимизмом заявили, что: «в 2016 году должны быть выполнены пункты 1, 2, 8». Речь идет о разработке мер по снижению налогов на самолеты, землю под аэродромами и анализ полетов на высотах ниже 450 метров.
Кроме того, программа предполагает обучение частных пилотов действиям во время поисково-спасательных операций и привлечение их к таким полетам. На все это не будет выделено никаких денег.
Официально в комитете рассказали, что «пункты, обязательные к реализации в 2016 году, не требуют финансовых затрат». Источник «Фонтанки», близкий к авторам программы, пояснил проще: «В бюджет на текущий год уже не влезешь». Поэтому комитет выполнит необходимую работу уже в рамках существующего бюджета, а обучать пилотов должны будут волонтеры из объединения добровольных спасателей «Экстремум».
Интересно, что программный документ образца 2016 года почти полностью повторяет «Программу развития АОН в Петербурге на 2015-2020 годы». Включая точное повторение отдельных пунктов и целевых показателей. Вот только некоторые из этих целей, согласно прошлогоднему документу, предполагалось выполнить до наступления 2016 года. В частности, уже упомянутое снижение налоговых ставок на воздушные суда и землю.
Похоже, что документ решились подписать только в этом году. Причину раскрыл источник «Фонтанки»: «Комиссия по развитию авиации общего назначения при президенте разослала рекомендации разработать программу в соответствии с перечнем типовых мероприятий по всем субъектам федерации. В Петербурге поправили только сроки».
В связи с этим понятен скептицизм частных авиаторов, которые по просьбе «Фонтанки» согласились прокомментировать пункты программы. «Сделали отчетик с палочками. И только грамотный аудит из администрации президента сможет раскопать подвох», – уверен один из них. Мало кто из них верит в позитивные изменения.
Вдобавок выяснилось, что официальный документ внезапно исчез из открытого доступа через несколько дней после его подписания губернатором. Документ был размещен на сайте правительства Петербурга. По данным поисковых систем, он там и должен быть, однако при попытке перейти по ссылке появляется надпись «Object not found («Объект не найден» – перевод «Фонтанки»)». Вместе с исчезновением документа пропала и надежда на развитие частной авиации в регионе.
Андрей Меньшенин для «Фонтанки.ру»