Сейчас

+18˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+18˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как 19

0 м/с, штиль

770мм

65%

Подробнее

Пробки

1/10

Особенности национального военачальника

2708

Памятная доска Карла Маннергейма, установленная в Петербурге 16 июня, в Финляндии стала предметом обсуждения, но больше даже не личности, а политического подтекста, который кроется за этим жестом.

«В настоящее время отношение в Финляндии к маршалу разное, - говорит директор Военного музея Карельского перешейка историк Баир Иринчеев - Левые его считают чуть ли не убийцей, из-за его роли в Финской гражданской войне 1918 года. В Тампере памятник Маннергейму раз пять обливали красной краской, опять же в память о кровавых событиях весны 1918 года. Для правых он, конечно, национальный герой. Правые в Финляндии, возможно, будут в восторге. Но финские правые настолько антироссийски и русофобски настроены, что глупо от них ожидать, что они после этого кинутся в наши объятья со словами: «Ну, наконец-то вы нас уважили».

«Он был и героем, и злодеем, как и большинство великих людей. Во многих финских городах невозможно установить мемориальные доски из-за жестоких расправ в 1918-м. Например, в Варкаусе, Лахти и Выборге Маннергейм был отчасти ответственен за массовые убийства», - говорит Теему Кескисарья (Teemu Keskisarja), доцент истории Финляндии и Северных стран из Университета Хельсинки, занимавшийся исследованием биографии Маннергейма.

На просторах финского интернета можно найти и более категоричные высказывания.

«Война была проиграна, когда Маннергейм не поверил финским партизанам. Старик сам был в 50 - 60 км от линии фронта и ничего не знал о войне. Откуда такое большое уважение? Да он в большей степени немец или русский, нежели финн. Долой все его памятники из Финляндии!» - пишет финский блогер Antti Kylämäki.

Нашлись среди блогеров финских газет Helsingin Sanomat и Kauppalehti те, кто не понимают, зачем русским чтить память военнокомандующего финской армией, участвовавшей в блокаде Ленинграда.

«В Хельсинки нужно установить мемориальную доску Сталину. Надпись: «Великий полководец, которому не удалось победить Финляндию» - или что-нибудь ещё столь же возвышенное», - предлагает форумчанин под ником ajax.

«Слишком мало внимания уделяют в Финляндии этой новости. Путин наверняка дал добро на установку доски. Маннергейм был во время войны финским главнокомандующим и «приятелем» Гитлера и отдавал приказы об уничтожении русских. Очень странно, что эта доска появилась. Я - не тролль», - оправдывается Eki Kotilo.

«К какой стране принадлежал Маннергейм? Финн, швед, русский. Было ли случайностью то, что он стал лидером белых. Значение для Финляндии огромно. Интересно посмотреть, что будет с доской в России», - гадает финн Juha Sojakka.

«Он был шведоязычным аристократом, рождённым во времена финской автономии, космополитом, выпускником царского российского кадетского училища в Хамине и позже царским офицером кавалергардского полка Николая II. Только последнее упомянуто на мемориальной доске в Петербурге. Более поздние события в момент поворота истории Финляндии россиян в путинские времена не интересуют – хотя, наверное, следовало бы поинтересоваться», - отвечает Juha Teulahti.

«Петербург был для Маннергейма самым любимым городом в мире. Ещё мальчиком он мечтал перебраться из маленькой Финляндии в великолепную столицу. И в 20 лет его желание неожиданно исполнилось. Маннергейма выгнали из кадетского корпуса в Хамине, потому что его заподозрили в гомосексуальной связи. В Финляндии молодость Маннергейма была полна страданий и невзгод. Жизнь и карьера пошли в гору в Петербурге, где он стал великим человеком», - рассказал «Фонтанке.fi» Теему Кескисарья.

Ряд комментаторов обращают внимание на то, что следует разделять Россию и СССР как два разных государства с разными идеологиями, а следовательно, и роль личности в истории рассматривать в контексте политической истории страны.

«Маннергейм ненавидел советскую власть и большевиков, но не Россию. Оккупация Восточной Карелии основывается на том, что маршал желал освободить братский народ от большевиков. По этой же причине он воевал против красных в независимой Финляндии», - предполагает пользователь jghamala.

Хотя есть и такие, кто видит заслуги Маннергейма и во время блокады Ленинграда: «У Финляндии действительно была возможность завершить блокаду Ленинграда, но Маннергейм предотвратил атаку. Финский генералитет удивлялся и протестовал. После войны советские генералы высоко оценили этот жест Маннергейма», - пишет пользователь Hodari200.

Историк Теему Кескисарья: «Маннергейм был верным слугой царя. Некоторые офицеры-финны в царской армии были более преданными России, чем русские. Маннергейм очень ценил русскую культуру. Он восхищался храбростью русских солдат во время Первой мировой войны. Маннергейм с 1917 года ненавидел большевиков и называл их «ленинскими хулиганами». Россию и русских он никогда не ненавидел. Даже во Вторую мировую. Маннергейм не желал уничтожения миллионов мирных жителей Ленинграда».

Политическую волю в установке мемориальной доски видит историк Баир Иринчеев: «Это, возможно, личные амбиции нескольких высокопоставленных лиц, которые присутствовали на церемонии открытия, или попытка сделать реверанс в сторону Финляндии. Зная менталитет финнов… все попытки сделать какие-то реверансы абсолютно бесполезны. Это не будет оценено». Полностью интервью с военным историком здесь.

То, что появление доски в родном городе российского президента произошло с его одобрения, финны не сомневаются. А вот мнения о мотиве расходятся. Жители Суоми задаются вопросом.

«Стоит ли за этим идеализация царских времён, или же Путин просто ценит сильного мужика?» - задает вопрос читатель Herätyskello.

«Путин ценит Маннергейма по ряду причин. Путин ценит, прежде всего, царскую Россию. И Маннергейм доблестно служил в царской армии 30 лет… Маннергейм был до конца лоялен по отношению к царю – вплоть до тех пор, пока большевики не пришли к власти и не убили царскую семью. Маннергейм всегда проводил различие между Россией и Советским Союзом. Он любил старую Россию, но ненавидел большевиков, которые, по его словам, уничтожили ту Россию, которую он любил. У Маннергейма и Путина много общего: оба «сыны Петербурга» - Маннергейм провёл там лучшие свои годы, а Путин там родился. Оба служили разведчиками: Маннергейм был шпионом во время поездки в Азию в 1906 – 1908 годах, Путин был офицером разведки КГБ в Германии в 1985 – 1990 годах. Оба сильные лидеры, которые по сути поддерживают монархическую форму правления или авторитарное руководство. Оба набожные христиане, Путин – православный, маршал – лютеранин»,- высказывает свою версию финский читатель Terminaatori. - Оценку мира обоих можно выразить словами: «Дом, религия, родина». И так далее. В России ценят старых лидеров и великих героев войны, и Маннергейм – это кто-то в этом роде. Его личность разделили Финляндия и Советский Союз, но объединяли Финляндия и Россия. По-моему, отлично, что маршала ценят в современной России. Во время визита в Финляндию в сентябре 2001 года Путин возложил венок к могиле маршала Маннергейма и до сих пор остается первым и единственным из лидеров России и СССР, кто это сделал».

Кто-то заметил в установке доски явный инструмент продуманной пропагандистской линии.

«Ага, значит, Россия начинает искажать репутацию маршала, демонизируя образ русского народа. Из маршала делают «квалифицированного» русского офицера, получившего русское образование, который предал и в конце концов привёл финскую армию к закату правительства Финляндии. Через несколько лет увидим, что имя Маннергейма используют для создания образа Финляндии, которая является частью России, что, кстати, в последнее время, согласно американскому опросу, является трендом в России», - Liberalisti.

В финском Музее Маннергейма на всё это смотрят с философско-образовательной точки зрения, обращая внимание на то, что дискуссии вызывают взаимный интерес жителей России и Финляндии к истории обеих стран. «Как историк, я не очень люблю особенно выделять "великих людей", поскольку вся их деятельность происходила в контексте социальных, политических и экономических течений их времени. Однако такие люди открывают нам дверь в изучение истории, поощряя нас на дальнейшие исследования. Поэтому память таких людей тоже важна. Так и Маннергейм даёт нам повод подробнее познакомиться с общей историей России и Финляндии через то, каким образом он в этой истории участвовал и какие люди и идеи на него повлияли», - говорит историк и доктор философии Университета Хельсинки Алекс Крансман, научный сотрудник Музея Маннергейма в Финляндии.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close