Выставочное пространство, посвященное блокаде Ленинграда, планируют построить на месте теплиц Таврического сада. Интерактивный комплекс могут сделать подземным.
В Смольном передумали отказываться от строительства нового музея блокады Ленинграда. Кризис теперь не помеха, и вместо Московского района интерактивное пространство может появиться в самом центре города — на месте теплиц у Таврического сада, где еще несколько лет назад хотели строить элитное жилье.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко в интервью в преддверии ПМЭФа (1 июня) рассказал трем ведущим российским агентствам о возвращении к идее создания нового музея блокады Ленинграда. Напомним, что о строительстве нового мемориального комплекса блокады Ленинграда впервые заговорили в начале 2014 года. Как рассказывал тогда «Фонтанке» вице-губернатор Василий Кичеджи, Смольный переносить действующий в Соляном переулке музей хотел сначала в здание Биржи, но затем стали искать другие варианты. Не найдя, решили построить новый мемориал, даже определились с участком – на пересечении Юрия Гагарина и Бассейной улицы, в бюджете выделили 6 млрд рублей. Но и эта идея прожила недолго. «Ближе к 2015 году стало понятно, что найти на строительство от 3,5 до 6 млрд рублей просто неоткуда», – рассказывал «Фонтанке» директор действующего музея Сергей Курносов. Впрочем, к этому моменту учреждению в Соляном переулке стали возвращать площади, в частности — Министерство обороны. А проект строительства нового музея принято было считать замороженным.
В 2016 году к идее вернулись вновь. Денег так и не появилось, но в дефицитном бюджете отписали 250 млн рублей еще на тот момент не созданному АО «Центр выставочных и музейных проектов».
«В этом году мы создаем Центр выставочных и музейных проектов, который будет разрабатывать концепцию обновления музея – акционерное общество со 100-процентным городским участием. В бюджет 2016 года и на 2017 – 2018 годы мы закладываем средства на разработку концепции и начало проектных работ. Задачей Центра будет создание не просто музея, а комплекса, посвященного обороне и блокаде Ленинграда. Это будет новый, современный комплекс. Место его расположения должно быть исторически привязано к тем событиям, а также иметь максимальную транспортную доступность. Это должен быть центр города или недалеко от центра», – заявил в интервью Георгий Полтавченко.
После публикации материала АО «Центр выставочных и музейных проектов» в ЕГРЮЛ действительно появился. Создавать новое юрлицо чиновники не стали, а просто переименовали действующее общество, ранее получавшее городские заказы на ремонт часов, но на данный момент не задействованное в этом процессе. Кроме того, как рассказали «Фонтанке» в комитете по культуре, определились в Смольном и с местом расположения нового музея: выставочное пространство разместят в бывших теплицах, расположенных около Таврического сада.
«Сейчас будет разрабатываться концепция. Теплицы заросшие, в них ничего нет. Они не являются объектом охраны, но ГИОП не разрешает нам менять объемно-пространственное решение, поэтому рассматривается вариант ухода под землю», – рассказал председатель комитета по культуре Константин Сухенко. По его словам, обсуждается возможность углубления на 1,5 метра при действующей высоте теплиц 4 метра. По словам главы ведомства, у чиновников пока нет представления, сколько будет стоить проект нового музея. Понятно лишь то, что город потратит средства на выкуп теплиц, которые находятся в собственности банка «Санкт-Петербург».
Вокруг них еще 10 лет назад назад развивался градостроительный скандал. Компания «Потемкинская», на 80% контролируемая бизнесменом Алексеем Редозубовым, намеревалась возвести вместо исторических оранжерей жилой комплекс, но потом обанкротилась и в качестве залога по кредиту передала земли банку. По данным собеседников «Фонтанки», договоренность с «Санкт-Петербургом» о передаче теплиц городу уже достигнута, вместо них компания получит другой земельный участок в центре Петербурга.
Строительство же рядом с Таврическим садом начнется в 2017 году, по плану музей хотят открыть уже в 2018-м. К работе над его созданием пригласили скульптора Михаила Шемякина, а также исполнительного директора Еврейского музея и Центра толерантности в Москве Елену Проничеву, дочь бывшего главы пограничной службы Владимира Проничева. Изначально предполагалось, что Проничева возглавит Центр выставочных и музейных проектов, однако, как сообщил «Фонтанке» Сухенко, она согласилась участвовать в проекте, лишь совмещая эту деятельность с работой в Москве.
Общую концепцию выставочного комплекса озвучил Георгий Полтавченко: «Мы планируем сделать уникальный музей с библиотекой, с кинозалом, с лекторием – он станет своеобразным институтом памяти. Центр выставочных и музейных проектов объединит различные объекты, связанные с блокадой, будет проводить исследования и конференции. Что касается Музея обороны и блокады в Соляном переулке, то он в обязательном порядке сохранится. Там мы хотим рассказать о том, как после войны создавался Музей обороны и блокады Ленинграда, о его непростой судьбе, о трагических страницах "Ленинградского дела"».
Напомним, что знаменитый Музей обороны Ленинграда начали создавать еще в 1943 году. 1 мая 1944-го он был открыт. В экспозиции был иссеченный осколками легендарный ленинградский блокадный трамвай, а рядом – кучи окровавленной одежды его погибших пассажиров, уникальные диорамы, обезвреженные авиабомбы.
Мемориальное сооружение и его руководители стали одними из первых, на кого обрушился гнев партийных руководителей в рамках "Ленинградского дела". В 1949 году музей был уничтожен, поскольку был признан «плодом антисоветского заговора». Директора музея Льва Ракова арестовали и вынесли ему смертный приговор, который впоследствии заменили на 25 лет лагерей. Музей был восстановлен лишь в 1989 году, но экспонаты более чем из 30 залов разместили в одном.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»
Комплекс теплиц, расположенный рядом с Таврическим садом и ранее принадлежавший объединению «Цветы», был построен в 1977-81 гг. и использовался для производства цветочной продукции. В 1978 г. в помещении Пальмовой оранжереи был открыт зал для демонстрации постоянно действующей выставки экзотических тропических и субтропических растений, временных флористических выставок, а также выставок различных направлений (графика, живопись, скульптура, фотография и многое другое). В 1990-х годах объединение «Цветы» закрылось, теплицы с тех пор так и стоят в запустении.