Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Спасите же их души

Спасите же их души

1 084
Ростислав Кошелев/Интерпресс

После череды детских самоубийств группами “ВКонтакте” занялись борцы с киберпреступностью. Ответственному за зачистку суицидального контента Роспотребнадзору впору слагать полномочия.

За три дня публикацию «Новой газеты» «Группы смерти» о таинственных сообществах в соцсетях, юные члены которых кончают жизнь самоубийством, прочитали 1,5 млн человек. Член СовФеда Мизулина увидела спланированную кампанию по истреблению молодого поколения, организаторы сообществ оправдываются: «Вы не так поняли», а Роспотребнадзор отчитывается об успехах.

О сетевом взращивании подростков-самоубийц, состоявших в сообществах «ВКонтакте», через инициацию, многоуровневые квесты, выполнение зашифрованных заданий на пути к главной цели – «выпиливанию» (самоубийству), рассказала «Новая газета». За основу взяты несколько реальных историй; журналисты оперировали данными о 130 суицидах за полгода. История изложена глазами родителей, вынужденных после потери детей погрузиться в сетевую подростковую абракадабру, уверенных в сектантской природе пабликов на тему суицида. Убежденности помогала завуалированность пабликов. Их названия включали цифры, латинские буквы, названия морских млекопитающих, водоемов.

Идею заговора живо подхватила зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Елена Мизулина. По ее словам, приведенным на сайте Совфеда, за последние годы количество подростковых самоубийств выросло в России более чем на треть, а страна сохраняет лидерство в Европе по числу самоубийств среди подростков.

«Согласна с теми экспертами, которые склонны видеть во всем, что происходит, продуманную... кампанию по доведению детей до самоубийств», – заявила она и предложила дополнить УК РФ статьей за подстрекательство к самоубийству с использованием Интернета и административную ответственность для владельцев сайтов: «Недопустимо, чтобы подобная информация распространялась столь широко и беспрепятственно. Руководству и владельцам социальных сетей необходимо разработать механизмы, исключающие всякую возможность появления сообществ с пропагандой самоубийств».

Бывший сенатор, а ныне статс-секретарь федеральной палаты адвокатов Константин Добрынин скептически отнесся к радикальным предложениям.

«С уважением отношусь к идеям Мизулиной, но их следует поправить. Прежде чем выступать с введением квалифицирующего признака УК или ужесточением законодательства, надо установить пробельность нормы (от слова «пробел». – Ред.) или понять, почему она не работает. А не работает она по той причине, что наши правоприменители не видят проблем, которые видит уже все общество. Давайте трезво оценим, должным ли образом используют правоохранители существующий инструментарий, а потом посмотрим, действительно ли нам чего-то недостает», – сказал Добрынин «Фонтанке».

Вирус

Опытные пользователи тематических сообществ и форумов после статьи «Новой» отметили, что теория заговора в сетях имеет мало общего с реальностью. Еще с 2011 года раскручивались группы, посвященные суицидам, собирали тысячи подростков, которые делились наболевшим, и то, о чем рассказала «Новая», тоже было своеобразным флешмобом, – начавшимся после гибели 17-летней жительницы Уссурийска Ренаты Камболиной, известной пользователям «ВКонтакте» как Рина Паленкова. Она покончила с собой 23 ноября 2015 года. Благодаря участию в закрытых сообществах, где собирались юные любители смаковать суицидальную тему, ее смерть произвела вирусный эффект. До сих пор в открытом доступе можно найти фотографии ее тела, разделенного с головой, и по-прежнему актуальны обсуждения того, что накануне самоубийства девушка опубликовала селфи на фоне товарного поезда, а никто этому не придал значения. После Ренаты действительно случилось несколько самоубийств, которые позволили «Новой» вывести закономерность участия в группах подростков и их поступков.

Эффект Вертера

Взаимосвязь медийности самоубийства и всплеска подражаний была доказана еще в 1974 году социологом Дэвидом Филипсом на примере романа Гете «Страдания юного Вертера». После выхода книги в 1774 году вплоть до конца века, в зависимости от территории ее распространения, по Европе прокатилась волна самоубийств. Термин «Эффект Вертера» вошел в научный обиход. Он, собственно, применим и к череде событий, описанных «Новой».

Собственное расследование провела «Лента.ру», пообщалась с создателями групп, в которых состояли погибшие и где легко отыскать материалы провокационного характера. Создатели вполне искренне божились, что шок-контент был, наоборот, направлен на предотвращение самоубийств, а то, что его некоторые приняли за призыв, – трагическое совпадение.

Ссылки Мизулиной на ответственность владельцев соцсетей, наверное, справедливы, но лишь отчасти. У государства тоже есть обязанность следить за опасной информацией. Другое дело, что в мире о проблеме суицидов в связке с информационным полем говорят давно и много (в 1999 году ВОЗ приступила к осуществлению всемирной инициативы по превенции самоубийств. – Ред.), а Россия только раскачивается. Лишь в октябре 2012 года было принято постановление № 1101 о реестре запрещенных доменных имен с содержанием информации о способах самоубийств и агитированию к ним. Ответственным за зачистку Интернета от зла был почему-то назначен Роспотребнадзор (РПН). Тогдашний глава ведомства Геннадий Онищенко с ходу предложил ввести уголовную ответственность для пропагандистов самоубийств, а за эти неполные четыре года ведомство отчиталось о своей деятельности в виде восьми однотипных релизов с идентичной шапкой «О деятельности по предотвращению самоубийств среди детей и подростков». В них менялись только количество закрытых страниц и степень акцентированности на удельную роль «ВКонтакте». Судя по последней информации РПН, на паблики и страницы соцсети приходится 3050 ссылок и страниц с запрещенной информацией, а это 30 % от всего объема заблокированного (9357).

Какую-то аналитику пытался проводить Следственный комитет и пришел к выводу, что значительная часть детей-самоубийц росла в семьях, которые уже находились в трудной жизненной ситуации, но оставались без контроля государства. Также замечались просчеты медиков, которые игнорировали критическое состояние будущих самоубийц. Интернет-сайты с информацией о способах суицидов Александр Бастрыкин называл одной из самых серьезных угроз и даже предлагал «коренным образом изменить отношение региональных властей к проблемам детей, включив в перечень показателей эффективности количество суицидов, совершенных детьми».

Лукавство цифр

В 2014 году ВОЗ подготовила доклад «Предотвращение самоубийств. Глобальный императив», стараясь на мировом уровне сделать профилактику суицида приоритетом здравоохранения и государственной политики. К этому привели тревожные оценки от 2012 года. В мире число смертей от самоубийств достигло 804 тысяч, то есть частотность составляла 11,4 случая на 100 тысяч населения. В России этот показатель был 19,5 (31 997 самоубийц). В возрастной группе 5 – 14 лет – 1,7 случая на 100 тысяч. Эта частотность характерна для стран Африки. Для сравнения: в странах Европы – 0,3 – 0,5.

Опираться на национальную статистику опасно. Велик риск попасть в «молоко». Погрешности аховые, разброс цифр возможен даже по линии одного ведомства, из чего можно сделать вывод, что в России никому доподлинно не известно, сколько детей и подростков кончают жизнь самоубийством.

Например, в релизе СК осени 2012 года отмечается: «В 2010 году на территории России зарегистрировано 798 случаев самоубийств несовершеннолетних, в 2011-м – 896, в первом полугодии 2012-го – 532».

В сообщении 29 мая 2013-го указывается: «Только за два прошедших года число несовершеннолетних, погибших в результате самоубийств, достигло почти полутора тысяч (2011 г. – 711, 2012 г. – 730)».

При этом «Русская планета» http://rusplt.ru/society/pochemu-deti-sovershayut-samoubiystva-18106.html, приводя статистику ВОЗ, сообщала о 200 несовершеннолетних самоубийцах по стране в 2012 году.

Директор Лиги безопасного Интернета Денис Давыдов сегодня, 19 мая, заявил со ссылкой на Росстат, что ежегодно в России сводят счеты с жизнью 1,5 . . . . . . . детей. При этом тот же Росстат фиксирует снижение смертности от самоубийств, а Мизулина, наоборот, говорит о росте.

Из-за статистической неразберихи вообще непонятно, как Россия будет выполнять рекомендации ВОЗ, нацеленной на 10-процентное снижение детских суицидов к 2020 году.

Наставления журналистам

Впрочем, один из пунктов уже выполнен. В апреле 2016 года Роспотребнадзор опубликовал практические рекомендации СМИ по освещению самоубийств. В целом они списаны с методички ВОЗ, но оригинальные вкрапления имеются.

«Предоставляйте сбалансированную картину жизни умершего, описывая проблемы наряду с успехами и победами», – наставляет журналистов РПН и просит каждый раз подчеркивать, что суицид является следствием комплекса психологических и социальных проблем, психических расстройств, злоупотребления алкоголем, наркотиками, а также публиковать истории о том, как индивиду удалось справиться с трудностями, избежав суицидальных действий, в том числе благодаря своевременной психологической и социальной поддержке и лечению. То есть присоединяться к профилактике.

Сегодня экспертное сообщество в лице авторитетных суицидологов, психиатров и психологов выступило с критикой рекомендаций РПН и предложило свои. В группу разработчиков вошли, в частности, ученые Федерального исследовательского центра психиатрии и наркологии, Московского НИИ психиатрии, Научно-исследовательского психоневрологического института имени Бехтерева. Журналистам советуют использовать только достоверные источники информации, избегать преждевременных выводов о причинах самоубийства, не допускать широкого тиражирования новостей во избежание подражательных суицидов, не трактовать суицидальное поведение как естественную реакцию на текущие события.

Один из разработчиков, руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский пояснил недовольство логикой ведомства: "Вместо создания сильной авторитетной экспертной группы чиновники привлекли неких анонимных людей, личности которых не раскрывают. Отдельные советы в проекте Роспотребнадзора противоречат друг другу и даже здравому смыслу. Во многих случаях они малопонятны".

Сомнения в уровне квалификации ответственных за поиск и экспертизу интернет-контента отчасти подтверждаются планами ведомства. Лишь на 2016 год намечены обучение сотрудников на базе факультета психологии МГУ и подготовка методического пособия "Экспертиза материалов сайтов в сети Интернет на предмет наличия в них информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к самоубийству". И как следует из официальной информации РПН, в его поле зрения попадают страницы пользователей с характерными названиями «Суицид», «Резать вены», «Смерть из-за любви» и подобными. Это объясняет, почему спокойно существуют паблики с латиницей, цифрами и млекопитающими в названиях, а они-то и привлекают большинство подростков, которым нравится тайна.

В бессилии перед шифровальщиками расписался и Роскомнадзор: "Поскольку сегмент открытых страниц в результате совместной работы с Роспотребнадзором был вычищен практически полностью, создатели таких групп начали закрывать доступ, делая страницы приватными. Возможности стандартного мониторинга... стали ограниченными. Поэтому мы призываем сообщать о конкретных ссылках на горячую линию".

Пример той же "Ленты.ру», которая с видимой легкостью достала сотовый телефон создателя одной из самых одиозных групп, и минута, потраченная "Фонтанкой" на поиск его фотографии и настоящих имени-фамилии, говорят, пожалуй, о том, что в заявлении не все правда.

Вместе с тем статья "Новой" заставила государственные институты шевелиться.

"Удалось идентифицировать администраторов некоторых сообществ (в которых состояли подростки-самоубийцы. – Ред.), их данные переданы в управление "К" МВД", – отчитался Роскомнадзор.

Лидер движения "Божья воля" Дмитрий Энтео после статьи "Новой" и репрессивных планов Мизулиной опубликовал пост с опасениями: "Интернет – это такая штука, в нем всегда было все, что душе угодно. От обычной порнографии до торговли живыми людьми. Естественно, там всегда был и суицид-контент. Естественно, этим занимаются органы и все время от кого-то ловят, а кого-то нет. Но там же есть и бесчисленное множество свободных площадок для нормального творчества, дискуссий на любые темы, объединения людей по интересам и, наконец, по убеждениям. В России же в последние годы намечается тренд на ограничение свободы в Интернете, всякий раз это происходит под благовидным предлогом и каждый раз вырождается в средство борьбы с независимыми инициативами и навязывание воли госчиновника. "Борьба с терроризмом" – запрет анонимных платежей и переводов. "Борьба с детской порнографией" – блокировки сайтов без суда. В том числе – блок блога того же Навального. Много он порнографии выкладывал? Что будет под флагом борьбы с детскими суицидами? Авторизация по паспорту? Обязательство регистрировать любую страницу у чиновников? 99% людей на земле используют Богом данную свободу выбора к злу и погибели. Но это не повод запрещать свободу, потому что ее дал сам Бог. Государство же существует не для того, чтобы на земле был рай, а чтобы она окончательно не превратилась в ад. Расследование склонения детей к суициду и наказание виновного – это дело государства. Но не дело государства решать за взрослых людей, что им смотреть, как одеваться и в какие игры играть. Уверен, имеющихся полномочий и ограничений для исполнения того, что нужно исполнять государству, вполне достаточно".

Пока не отсоединят

Одними регуляторами, конечно, детей от пабликов не оградить. Психоаналитик Дмитрий Ольшанский в эфире «Фонтанки.Офис», посвященном подростковым суицидам, заявил: "Воспитывать надо не детей, а родителей. Человек жив, пока решает проблемы. Они есть у всех. Единственный совет – будьте на связи с ребенком, заслужите роль старшего товарища. Как говорится, «родоки – дураки», но у них немного больше информации и знаний об этой жизни. И не надо стесняться признаваться в том, что чего-то не знаете. Если авторитет держится на пьедестале знаний, грош ему цена. Авторитет держится на доверии».

По словам Михаила Хасьминского, надо избегать демонизации суицидальных сообществ. "Ничего нового, по сути, журналисты в последние дни не сказали. Группы существуют давно, основная мотивация их создателей, которые тоже страдают от депрессий, – собрать себе подобных. Некоторые испытывают извращенное удовольствие от доведения пользователей до тяжелых психических последствий. А поклонники групп были и будут. Десять процентов населения имеют суицидальный дискурс. Сообщества заменяют детям авторитетов. Родители одержимы потребительской лихорадкой, зарабатыванием денег, а не воспитанием ребенка".

На сайте Московского НИИ психиатрии, который вплотную занимается проблемами суицидологии, приведено исследование Йельского университета о влиянии Интернета на мозг человека, точнее – его проникновении.

«Мы рассматриваем Интернет как своего рода "партнера по памяти", с которым можем свободно обмениваться информацией, – считают исследователи. – И мы уже не очень хорошо осознаем, что знает наш мозг, а что – Интернет, и в результате получаем "иллюзию знаний". Проблема только в том, что человек теперь точно не знает, что он знает, а что – нет, что может оказаться очень неудобно, если он вдруг окажется без доступа к Сети. Данный эффект может оказаться еще сильнее для молодого поколения. Сотовый телефон почти превратился в приложение к нашему мозгу. Они даже не понимают, что это не реальность – до тех пор, пока их не отсоединят».

Александр Ермаков, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях