Кандидат в депутаты обязан указывать в избирательных документах сведения о своей судимости – даже если он освободился по амнистии. Такую позицию опубликовал сегодня Конституционный суд России.
Это нужно, чтобы избиратели могли оценить «репутацию кандидата», считает КС. С коллегами не согласен судья Сергей Князев.
Заявления в КС написали два политика из разных регионов России. Петербуржец Дмитрий Бабич в 2014 году хотел стать депутатом муниципального совета Горелово. Житель Орловской области Александр Барсуков выдвигался в 2015-м от «Партии Возрождения России» в Орловский городской совет. Обоих политиков до выборов не допустили, потому что они не указали в заявлениях в избиркомы и подписных листах сведения о своей судимости. Такое требование записано в законе «Об основных гарантиях избирательных прав».
Бабича осудили по утратившей силу уголовной статье («Обман потребителей»), к тому же, освободили от ответственности из-за истечения срока давности преступления. Барсукова, обвинённого в нарушении правил дорожного движения, амнистировали. Оба мужчины считают, что судимостью то, что с ними произошло, называть нельзя. В российском избирательном законе даже более драконовское представление о судимости, чем в Уголовном кодексе, заявляют политики.
"Оно расширено по сравнению с уголовным законом. Избиркомы признают судимыми даже кандидатов, считающихся несудимыми в силу уголовного закона. Например, освобожденных от наказания или осужденных за декриминализованные деяния", – отмечают Бабич и Барсуков.
КС, как стало известно сегодня, с заявителями не согласился.
"Нет оснований подвергать сомнению компетенцию федерального законодателя потребовать от кандидата в депутаты сведения об осуждении с последующим освобождением от наказания, – ответил суд. – Это нужно, чтобы избиратели могли оценить репутацию кандидата на выборную должность".
Служители Фемиды напоминают, что «правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти».
С коллегами не согласился судья Сергей Князев. Он выступил с альтернативным мнением, где заявил, что закон «Об основных гарантиях избирательных прав» «далеко не безупречен». Князев указывает, что в российском избирательном праве, действительно, не сложилось однозначного понимания того, что такое «судимость». В результате в одних регионах таких людей, как Бабич и Барсуков, спокойно допустят до выборов, в других – снимут с избирательной гонки. Единой позиции по вопросу не выработали даже Центризбирком и Верховный суд, добавляет судья.
Тем не менее позиция Сергея Князева на ситуацию не повлияет. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» остаётся в силе. КС отказался рассматривать жалобы Бабича и Барсукова, отметив, что с их историями должны разбираться региональные суды. При этом КС подчеркнул, что Бабича не допустили до выборов не только из-за скрытой судимости, а из-за неверно собранных подписей.