Символы героизма и умения выживать в нечеловеческих условиях, блокадные памятники Петербурга молча хранят истории стойкости и людей, и животных. В 80-ю годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «(От)Личный Петербург» предлагает взглянуть на небольшие и порой не самые известные монументы нашего города, которые 27 января тоже стоит почтить.
Колодец — источник жизни
Адрес: пр. Непокоренных, 6
Неподалеку от станции «Площадь Мужества», на стене дома 6 по проспекту Непокоренных установлен барельеф «Блокадный колодец». Он был создан в 1979 году по проекту скульптора М. Л. Круппа и архитектора А. Я. Свирского.
В тяжелые дни блокады, когда в городе перестало работать централизованное водоснабжение, жители города были вынуждены ходить за водой к рекам и каналам. На окраинах — а к ним относилось и место, где находится барельеф, — важнейшим источником воды были колодцы. Их было крайне мало.
«У нас — нет ни электричества, ни масла, ни свечей. Петровский «Питербурх» не имел водопровода, но в каждом квартале были колодцы, были оборудованы водоемы и проруби на Неве, Фонтанке, Мойке. Воды хватало всем. Мы же забыли, что такое водопровод, но у нас нет и колодцев, нет водоемов, нет коромысел. Сотни людей уныло стоят в длинной очереди за водой с кувшинами, чайниками у какого-нибудь крана в уцелевшей прачечной за три квартала от дома. Стоят часами», — приводятся слова жителя Ленинграда в «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина.
На барельефе изображена женщина, держащая ребенка на одной руке и ведро воды в другой. Надпись гласит: «Здесь в суровые годы блокады был колодец — источник жизни».
Женщины — бойцы, спасатели
Адрес: Кронверкская ул., 12
Бронзовая скульптура женщины, смотрящей в небо, стоит на пересечении потолочных швеллерных балок. Она будто всё время готова к возможной опасности. На стене дома угадывается изображение луча прожектора, освещающего красные кирпичные стены. Этот памятник в честь женщин-ветеранов противовоздушной обороны Ленинграда установили в 2002 году по инициативе ветеранов МПВО. Его создали скульптор Лев Сморгон и архитектор Игорь Матвеев.
Основной задачей женщин-бойцов МПВО было отслеживание зажигательных бомб, сброшенных авиацией противника, и скидывание их с крыш зданий. Но помимо этого, девушки спасали людей из-под обломков рухнувших зданий, разбирали деревянные дома на дрова для заводов и учреждений. Многие пригороды Ленинграда — Пулковские высоты, Пушкин, Колпино, Петродворец — разминировали бойцы МПВО. Часто это были восемнадцати-девятнадцатилетние истощенные голодом девушки.
Главный электротранспорт
Адрес: пр. Стачек, 112–114
Если зайдете в Ленинградский сквер на проспекте Стачек, увидите рельсы, уходящие к его центру. Они ведут к нынешнему трамвайному парку №8. В сентябре 1941 года года из его ворот вывели 10 трамвайных вагонов. Ими перегородили Петергофское шоссе — они стали последним рубежом обороны. На тех же рельсах сегодня стоит памятник блокадному трамваю — вагон модели МС.
С 8 декабря 1941 года в Ленинграде начало замирать трамвайное движение. В январе 1942-го после прекращения подачи электроэнергии перестал ходить весь электротранспорт. Теперь голодающим и замерзающим людям пришлось передвигаться по городу пешком. По воспоминаниям Дмитрия Сергеевича Лихачева, необходимость длительных пеших маршрутов «обусловливала дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути».
Восстановить движение пассажирского трамвая смогли только 15 апреля 1942 года. Памятник служит галереей воспоминаний: на его окнах установлены щиты с фотографиями города во времена блокады.
Замена рухнувшим часам
Адрес: пересечение 9-й линии и Большого пр. Васильевского острова
Одной из серьезных проблем для осажденного города в это трудное время стали неработающие городские часы — они пострадали в часы обстрелов и бомбежек одними из первых.
«Одни из них целиком рухнули вниз, увлекаемые стеной. Другие, полусорванные, покачивались на своей железной основе, как флюгер. Третьи были полны собственных стеклянных осколков, от одного вида которых начиналась резь в глазах. Четвертые были целы на вид, но мертвы. В разных районах города часы показывали разное время: половину третьего, без пяти двенадцать, четверть шестого. Это было время, когда их настигла взрывная волна, истощение тока, порча механизма, — это был час их гибели», — писала Вера Инбер в книге «Почти три года. Ленинградский дневник».
Профессор астрономии Василий Иосифович Прянишников вместе со своими учениками весной 1943 года построил из фанеры солнечные часы и установил их на Большом проспекте Васильевского острова. Для горожан они стали не только способом свериться с точным временем, но и местом сбора. Возле них ленинградцы обсуждали новости с фронта, назначали встречи.
Памятник солнечным часам установили в 2016 году — их воссоздали в граните по исторической фотографии.
Катера, которые разминировали Финский залив
Адрес: ЦПКиО, около 2-го Елагина моста
На Елагином острове возвышается памятник катерам-тральщикам, установленный на месте 8-го дивизиона катеров-тральщиков Балтийского флота. Его моряки сыграли ключевую роль в очистке вод Финского залива от морских мин, оставленных немецким военно-морским флотом.
Катера создавались и модернизировались прямо в блокадном Ленинграде. Военный совет Ленинградского фронта принял решение об их строительстве на всех специализированных заводах после прорыва блокады в январе 1943 года. Расчистка фарватера от мин началась осенью 1944-го и завершилась в июне 1946-го — морское сообщение по заливу было восстановлено.
Памятник открыли 9 мая 1990 года. Ежегодно 5 июня, в День прорыва морской минной блокады Ленинграда, ветераны и «Союз ветеранов судостроения» устраивают торжественный митинг. Традиционно в рамках этого мероприятия на воду спускают траурный венок в знак уважения к тем, кто погиб на службе.
Рыба, спасавшая людей от голода
Адрес: Кронштадт, Макаровская ул., 3Б
На острове Котлин, напротив Кронштадтского футштока, на стене Обводного канала вы увидите памятник блокадной колюшке — символу выживания и надежды для тысяч жителей Ленинграда.
«Пошли в конец ковша к Неве. Там были места, где можно было спуститься к самой воде. Но ловля наволочкой с берега не получалась. Пришлось раздеваться до трусов и по пояс заходить в воду, отходя от берега, насколько позволяла глубина. Там течение воды наполняло наволочку, и вместе с водой в нее попадала колюшка — мелкая рыбешка, размером с мизинец, иногда со средний палец. Покрупнее была умнее и обычно выскальзывала из наволочки», — писал в дневнике сигнальщик с ледокола «Суур-Тылл» Владимир Трифонов.
Когда запасы еды исчерпались, почти вся рыба исчезла из Финского залива и каналов. Осталась только колюшка — из-за своей малой значимости для промысла. Жители города вылавливали рыбу сачками, сумками, рубашками. Ее не только употребляли в пищу — из ее жира изготавливали ценный препарат для лечения ожогов и ран, который разработали во 2-м Ленинградском медицинском институте.
Альпинисты, которые прятали высотные точки
Адрес: Петропавловская крепость, д. 9
Мемориальная доска «Альпинистам блокадного Ленинграда» размещена на стене дома № 9 в Петропавловской крепости. Она посвящена героическим усилиям людей, которые занимались маскировкой высотных точек города: Петропавловского собора, Адмиралтейства, Инженерного замка, Исаакиевского и Никольского соборов. Эти высокие сверкающие точки были «привязками»: ориентируясь на них, немцы вели прицельный огонь по городу. Мы писали об этом здесь.
Для маскировки зданий была собрана группа альпинистов: Ольга Фирсова, Михаил Бобров, Алоизий Земба, Александр Пригожев, Михаил Шестаков. Если у Фирсовой за плечами уже были покоренные Казбек и Эльбрус, то у Алоизия — только работа осветителем на киностудии «Ленфильм». Им приходилось окрашивать блестящие поверхности зданий и даже надевать тканевый чехол на шпиль Адмиралтейства. По воспоминаниям Ольги, самым запоминающимся для нее днем стало 30 апреля 1945 года — когда она снимала этот чехол со здания.
Мемориальная доска была открыта 18 января 2015 года по инициативе писателя Даниила Гранина и последнего выжившего члена альпинистской группы Михаила Боброва.
Библиотекари, спасавшие людей и книги
Адрес: пр. Юрия Гагарина, 17
Памятный знак «Библиотекарям блокадного Ленинграда» установлен около входа в музей-библиотеку «Книга блокадного города». Его возвели в 2013 году в знак признательности работникам городских библиотек, которые, несмотря на тяжелые условия, сумели сохранить и продолжить работу книжных фондов Ленинграда в период с 1941 по 1944 годы.
Алесь Адамович и Даниил Гранин описывали в «Блокадной книге» работников Публичной библиотеки, «которые в самое голодное, отчаянное время перетаскивали в хранилища частные библиотеки умерших собирателей, ученых, библиофилов, те собрания, которые остались бесхозными, спасали книги из разбомбленных домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища Публички. Никто не заставлял их, не было на то указаний, ничем эта работа не поощрялась. Они любили книгу, они служили книге, поэтому они ее спасали».
Важной частью их миссии было распространение книг среди ослабевших от голода ленинградцев, которые не могли сами посещать библиотеки.
Блокадные кошки
Адрес: ул. Композиторов, 4
Памятник кошкам блокадного Ленинграда был установлен по инициативе жителей домов, во дворах которых он расположен. Во время блокады город столкнулся с серьезной проблемой — грызунами. Кошки стали защитниками запасов продуктов и зерна.
Иногда они служили единственным источником пропитания для своих хозяев. «На улицах нет ни одной кошки, ни собаки: все съедены в январе. А еще в начале ноября дохлые кошки валялись, завернутые в бумагу», — вспоминают герои «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина.
Памятник посвящен домашним животным, погибшим во времена блокады. Их количество в городе стало настолько низким, что после войны кошек приходилось специально завозить в город из других регионов страны.