Центральный банк России приостановил лицензию по ОСАГО крупнейшего игрока рынка – «Росгосстраха». Теперь компания теряет 200 миллионов в рублей в день. Решение ЦБ повлияет не только на работу страховщика, но и на автовладельцев. Издержки неизбежны: компания занимает более трети рынка. Каковы последствия решения регулятора для водителей – выясняла «Фонтанка».
На официальном сайте Центрального банка, который регулирует страховой рынок, 26 мая поздно вечером появилась информация о том, что решено ограничить лицензию «Росгосстраха» на ОСАГО. Согласно тексту решения, гнев регулятора вызван непредоставлением автовладельцам скидки за безубыточность, необоснованными отказами в заключении договоров ОСАГО, навязыванием дополнительных услуг. Все это носило массовый характер. Решение об ограничении лицензии вступает в силу со дня его опубликования в «Вестнике Банка России». Что и произошло утром 27 мая.
И регулятор, и страховщик в один голос говорят, что надеются на устранение претензий в кратчайшие сроки. В «Росгосстрахе» считают, что 2,3 тысячи жалоб (именно столько ЦБ насчитал с 1 апреля по 25 мая) — цифра невеликая. Мол, у компании больше офисов по стране. В Центробанке же говорят о том, что необходимы глобальные перестройки работы с клиентами. На них у страховщика полгода. Это максимальный срок для устранения нарушений. Настроен регулятор серьезно. Его представители высказываются в том духе, что, если ситуация не изменится, надзорное реагирование продолжится и через 6 месяцев.
Как рассказали эксперты рынка, гнев регулятора был вызван политикой страховщика. В апреле тарифы на ОСАГО подняли почти в 2 раза, этот вид страхования стал еще более выгодным для компаний. Но «Росгосстрах» не торопился менять свою работу в части ОСАГО, несмотря на регулярные требования ЦБ.
«Занижение выплат по ОСАГО у «Росгосстраха» до недавнего времени было жуткое, он платил лишь 10-30% от номинала, хотя с осени 2014-го наметилось улучшение ситуации. Систему «бонус-малус» (коэффициент повышения или понижения стоимости страховки в зависимости от того, как часто водитель попадает в ДТП и является виновником аварий. — Прим. ред.) игнорировал, всем ставили «1» (чем меньше аварий и больше опыт водителя, тем меньше должна быть эта цифра. — Прим. ред.), независимо от убыточности. В регионах страховщик массово навязывал дополнительные услуги, выплаты по которым были мизерные. Штрафы ЦБ в сотни тысяч рублей были «Росгосстраху» – как слону дробина. Теперь компания теряет 200 миллионов в рублей в день», – считает Алексей Кузнецов, директор юридического бюро «Правила Страхования».
Автовладельцев в связи с решением Центробанка ждут определенные неудобства. Какие именно, читайте в материале «Водителя Петербурга».