После того как 5 ноября Центробанк практически оставил рубль без своей поддержки, официальный курс евро вырос на 12,7%, доллара – на 14%. «Рубль оказался во власти спекулянтов», – говорят аналитики, отмечая, что ЦБ выбрал крайне неудачное время для перехода к плавающему курсу: цены на нефть падают, напряженность в Новороссии – вновь растет. В этих условиях все ждут, что регулятор вновь вернется к практике активных интервенций, имея около 430 млрд долларов в виде золотовалютных резервов. На волне этих ожиданий рубль во второй половине 7 ноября отвоевал часть позиций.
После ноябрьских праздников Центробанк сделал следующий шаг к политике плавающего курса рубля. Регулятор ограничил размер валютных интервенций 350 млн долларов в сутки, хотя в течение октября, в некоторые дни, продавал до 2-3 млрд в день. Зампред Центробанка Ксения Юдаева впоследствии сообщила, что после этого решения рубль перешел в «пограничную зону на пути к свободному ценообразованию». Однако в итоге этот переход оказался весьма болезненным: 5 ноября ЦБ поднял официальный курс сразу на 2,4 рубля – до 44,4. 6 ноября он составил 45,1, а 7 ноября, в годовщину Октябрьской социалистической революции, – торги уже шли по цене выше 48 рублей.
В свою очередь, евро, стартовав 5 ноября с официального курса в 52,7 рубля, 7 ноября продавался уже по 60 рублей. В итоге на 8 ноября Центробанк установил следующую стоимость валют: доллар – 47,9, евро – 59,3. Таким образом, за три дня торгов официальный курс евро вырос на 12,7%, доллара – на 14%.
Эта ситуация все чаще заставляется граждан вспоминать 1990-е годы, и особенно – девальвацию 1998 года. А журналистам, которых причисляют к защитникам государственной политики, пришлось успокаивать особенно впечатлительных жителей России. «В 90-х работали, не рассчитывая на кредиты и в условиях постоянно меняющегося курса. И выжили. Надо вспоминать опыт 90-х», – написал в Твиттере ведущий канала «Россия» Владимир Соловьев.
Основные причины для роста курса, которые называют аналитики, – прежние. Во-первых, это падение цены на нефть сорта Brent, которая в начале ноября опять упала до значения 82-83 доллара за «бочку»: одним из катализаторов падения стало решение Саудовской Аравии увеличить скидку на свою нефть для американских потребителей, а также информация о том, что ОПЕК снизит добычу только в том случае, если стоимость упадет до 70 долларов. Во-вторых, российские компании должны до конца года заплатить по внешним долгам около 50 млрд долларов, а возможности по перекредитованию в валюте ограничены из-за санкций. Наконец, сказывается и международная напряженность, в частности – информация о возобновлении боевых действий в Новороссии.
Однако часть экспертов уверена, что этими традиционными причинами галопирующую девальвацию не объяснить. «Очевидно, что дело именно в том, что Центробанк решил поиграть в игру под названием «свободное курсообразование рубля». Однако непонятно, почему для этого был выбран момент высокой геополитической напряженности и падения цены на нефть», – говорит начальник инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев. По его мнению, биржевые спекулянты уже привыкли к игре «купи usd/rub сегодня, завтра получишь доход в 1%».
«На данный момент наши расчеты показывают, что на текущих уровнях рубль перепродан даже с учетом предстоящих выплат по внешнему долгу в декабре и цене на нефть вблизи уровня в $86/барр. Однако в сложившейся ситуации спекулятивное давление на рубль очень велико, и если Центральный банк не предпримет мер, то ослабление может продолжиться», – отмечают в банке «Санкт-Петербург».
Слухи о том, что Центробанк может в ближайшее время вернуться к практике активных интервенций и покупке валюты по фиксированной цене, появились днем 7 ноября, после чего рубль немного укрепился: около 14.30 доллар продавался на бирже за 46,7, евро – 57,7 рубля. Отметим, что сейчас золотовалютные резервы ЦБ составляют около 430 млрд долларов, что является минимальным значением с октября 2009 года. При этом за октябрь регулятор продал на рынке около 30 млрд, что, впрочем, не остановило девальвацию. Добавим, что с начала года на поддержку курса Центробанк потратил около 75,5 млрд долларов.
Таким образом, по расчетам некоторых аналитиков, резервов ЦБ может хватить на 1,5-2 года. Как отмечают в ИК «Доходъ», фиксация национальной валюты сдержит инфляцию, которая сейчас ускоряется из-за большой зависимости России от импорта: заграничные товары автоматически дорожают вместе с девальвацией рубля, так как покупаются за валюту. Однако при активных интервенциях регулятор может ограничить практику предоставления дополнительной рублевой ликвидности коммерческим банкам, которые и так ограничены в источниках привлечения денег из-за санкций: основной массив денег будет направляться на поддержание курса.
«В случае продолжения столь сильной атаки на рубль существующих активов ЦБ не хватит для сохранения фиксированного курса на протяжении длительного периода времени. Резервы будут исчерпаны гораздо быстрее, чем за два года, а инструмент окажется неэффективным для сдерживания падения. В результате рубль все равно придется отпустить, либо ограничить операции с капиталом (запрет на свободное приобретение валюты) и, возможно, национализировать банковскую систему», – полагают в ИК «Доходъ».
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»