Правительство РФ продолжает корректировать список попавших под санкции продовольственных товаров, затягивая гайки по одним позициям и разрешая другие. По всей вероятности, в ближайшие дни из стран Запада запретят ввозить консервы и продукты рыбопереработки, зато зеленый свет получит смолт, необходимый для развития аквакультуры. Поправки вызваны потребностями российских производителей, требующих создания наиболее благоприятных условий в ситуации резкого освобождения рынка. Окончательные решения еще не приняты, но, судя по всему, правительству только предстоит провести кропотливую работу по изучению особенностей экономики своей страны.
Информация о том, что к ввозу в Россию могут запретить рыбные консервы и продукты рыбопереработки из стран ЕС, США, Канады и Норвегии, появилась в федеральных СМИ на прошлой неделе. Заместитель министра сельского хозяйства Илья Шестаков заявил, что новый запрет вполне возможен: продукцию глубокой переработки Россия сама производит в избытке и в состоянии покрыть импорт.
Эксперты рыбной отрасли инициативу оценивают положительно. Речь идет, скорее, не о новом запрете, но о корректировке введенного ранее: сегодня в Россию нельзя ввозить сырую рыбу, зато разрешается импортировать консервированную продукцию. «До запрета на импорт зарубежной рыбы государственная политика была направлена на стимулирование глубокой переработки на территории России. Высокие таможенные пошлины отсекали зарубежную продукцию от рынка, позволяя развиваться российским производителям. После введения запрета ситуация перевернулась с ног на голову. Ввозить рыбу нельзя, зато можно ввозить готовые морепродукты», – объясняет исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов.
Запрет в том виде, в котором он принят, оставляет лазейку на российский рынок для готовой иностранной продукции, отнимая тем самым прибыль у отечественного производителя. В ситуации, когда власти пытаются взять курс на продовольственное самообеспечение, это выглядит, как минимум, странно. Заместить иностранные консервы и морепродукты не составит труда, уверен Аронов, на рынке доля импорта занимает не более 5%.
Первые последствия ограничений
В начале августа министр сельского хозяйства Николай Федоров заявил, что с учетом положительного торгового баланса Россия сможет без труда восполнить недостаток норвежской рыбы. Ежегодно за границу вывозится 1,8 млн тонн рыбы и морепродуктов, ввозится при этом 600-700 тыс. тонн.
Несмотря на заявления министра, цены в торговых сетях уже поползли вверх. Торговые сети X5 Retail Group и Metro Cash & Carry уведомили Минпромторг об увеличении цен поставщиков в пределах 2-10%.
Сильнее всего продовольственные санкции ударят по кошелькам граждан, потребляющих рыбу из семейства лососевых. Ежегодно в Россию ввозится порядка 300 тыс. тонн норвежского лосося, в то время как внутри страны производится только 30 тыс. тонн.
«Норвежский лосось можно заменить, но не в полной мере. Проблема в том, что запрещенные к ввозу виды лосося обитают в России в очень ограниченных количествах. Существует даже специальный элитный туристический маршрут, когда иностранцы приезжают в северные регионы России специально, чтобы выловить семгу в среде естественного обитания», – объяснили «Фонтанке» на одном из рыбоперерабатывающих заводов.
Теоретически норвежский лосось можно заменить дальневосточной рыбой, но замена не будет равноценной. «Дальневосточные кета и горбуша оцениваются чуть выше среднего потребительского сегмента. Форель и лосось – премиальный сегмент. Вкусовые качества у них разные», – сказал «Фонтанке» собеседник в рыбоперерабатывающей отрасли Петербурга. К тому же культура первичной переработки на Дальнем Востоке ниже, чем в Норвегии. Если из поставляемой скандинавами продукции выявляется около 5% брака, с Дальнего Востока поступает до 20% дефектной продукции. По словам переработчиков, ее можно использовать, например, в консервах, но это дополнительные проблемы для производителей.
Частично заменить запрещенную для импорта рыбу можно поставками из Чили, но, по сути, она тоже будет норвежской: дикую рыбу в Чили не вылавливают, экспортируемый из этой страны лосось искусственно разводится там норвежскими компаниями. «По документам это будет чилийская рыба, но выращивают ее норвежцы», – рассказал руководитель одного из перерабатывающих предприятий Петербурга.
При этом изменится технология переработки. Раньше фуры доставляли рыбу в Петербург из Норвегии за 2-3 дня. Это позволяло не замораживать ее и везти в охлажденном виде. Срок хранения такого лосося – 10 дней. Иногда он может достигать двух недель. Суда из Чили идут несколько месяцев, и лосось придется замораживать. Значит, предприятиям придется применять технологию дефроста. По всей видимости, это скажется на качестве рыбы. Изменится и цена. «За первую неделю поставщики из Чили подняли цены на лосось на 20%. Скорее всего, этим дело не закончится», – сказали на одном из предприятий города.
Запрет импорта спровоцировал рост цен не только на лососевые, но и на другую рыбную продукцию, заявил заместитель генерального директора ЗАО «Рыбообрабатывающий комбинат №3» Алексей Пономарев. «За две недели на 10% без видимых причин выросла цена на скумбрию, на филе сельди. Поставщики, везущие рыбу из Исландии, заключают контракты на конкретные объемы, и закрыть весь рынок сразу не в состоянии», – рассказал Пономарев. Он считает, что наибольший урон от запрета понесут производители.
«Контракты с ретейлерами составлены таким образом, что пересмотреть цены очень сложно. На это уходит много времени. Поэтому основные убытки понесут производители. В цепочке от производства до потребления наибольшую прибыль собирают торговые сети. У производителей наценка низкая», – рассказал Пономарев.
Исключения для мальков
В середине августа в СМИ появилась информация о возможном пересмотре списка запрещенных для ввоза товаров. В частности, речь шла о разрешении ввозить из Европы в Россию мальков для разведения рыбы в искусственных условиях. На рынке существует мнение, что разрешение продавливают «Русское море – лосось» Геннадия Тимченко и «Русский лосось», принадлежащий одному из крупнейших производителей рыбы в России ЗАО «Балтийский берег».
Как объяснил президент Союза рыбоводов Ленинградской области Владимир Конюхов, мальков речной рыбы в России выращивают в достаточном для воспроизводства количестве. Но проекты «Русского моря» и «Русского лосося» нацелены на выращивание атлантического лосося – семги, которая нагуливается и растет в соленой воде.
«Своих инкубаторов у этих компаний сейчас нет. Но построить инкубатор – дело нехитрое. При наличии денег и желания можно успеть к середине осени этого года. Весной 2016 года созреет смолт. После чего его можно будет выпускать в садки для созревания, на что уйдет еще от двух до четырех лет», – прикидывает Конюхов. После этого при разведении рыбы можно будет обходиться своим смолтом. На данный момент заводы «Русского моря» и «Русского лосося» еще не построены, поэтому запрет на импорт мальков может поставить крест на проектах компаний.
В конце прошлой недели Аркадий Дворкович признал, что список запрещенных для ввоза товаров нуждается в корректировке. Изменения в него будут внесены сразу после согласований с президентом и премьер-министром. В числе предполагаемых изменений должен быть и смолт из Норвегии.
Герман Костринский,
«Фонтанка.ру»
По данным Росрыболовства, по итогам прошлого года российскими судами выловлено 4,297 млн тонн рыбы и других водных биоресурсов. Из океанов выловлено 4,06 млн тонн биоресурсов. Для сравнения: в 2012 году улов был примерно таким же - 4,27 млн тонн в сумме и 4,04 млн тонн океанических биоресурсов. При этом производство рыбной продукции в России составило 3,68 млн тонн. На внутреннем рынке доля отечественной продукции составляет 78,2%. В апреле на совещании правительства Дмитрий Медведев заявил, что среднедушевое потребление рыбы в 2013 году составило 22 кг на человека.