Практика хранения денег «под матрацем», обострение которой произошло в марте из-за американских санкций против России, похоже, становится повседневным явлением. Если раньше прирост вкладов физлиц в банках ежемесячно держался на уровне 21-24% в сравнении с соответствующим месяцем предыдущего года, то сейчас, по данным ЦБ, вдвое меньше — 11%. Это самый маленький рост за последние пять лет. А общий объем депозитов в стране на 400 млрд не достигает январского результата. Хотя в крупных федеральных банках, которые из-за «санкционных» настроений растеряли клиентов в марте, проблемы пока не ощущают.
Ситуация с оттоком денежных вкладов физлиц из российских банков проявилась в конце ноября 2013 года, когда Центробанк отозвал лицензию у Мастер-банка. Люди, хранившие деньги в небольших коммерческих банках, начали переводить их в крупные государственные кредитные организации. В результате за ноябрь-декабрь Сбербанк увеличил объем привлеченных вкладов на 11% с 7,1 трлн до 7,9 трлн рублей, ВТБ24 — на ту же долю с 1,2 до 1,3 трлн рублей. Хотя за два предыдущих месяца — сентябрь-октябрь — прирост вкладов этих банков не превысил 1-3%.
Итоги первого квартала 2014 года ознаменовались резким оттоком капитала — чистый отток составил $64 млрд. При этом действия вкладчиков заставили банки готовиться к кризису и завезти в страну около $20 млрд наличной валюты. Для сравнения: в предыдущие кварталы объем вводимой валюты составлял $1-2 млрд, и по своему масштабу ситуация в первом квартале 2014 года сопоставима с периодом паники, которая захватила валютный рынок в четвертом квартале 2008 года, в период кризиса.
Резкий отток вкладов и перевод их в наличные евро и доллары был связан с несколькими явлениями. Во-первых, Центробанк начал почти каждый день отзывать лицензии у неблагополучных, по его оценке, банков. Вкладчики, опасаясь за свои сбережения, предпочли хранить их дома. Во-вторых, в конце марта США выдали первую порцию санкций против России в ответ на вхождение полуострова Крым в состав РФ. Платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты банков «Россия», «Собинбанк» Юрия Ковальчука, СМП-банка и Инвесткапиталбанка братьев Ротенбергов. Чуть позже власти США и ЕС объявили о возможной заморозке счетов крупных российских деятелей и валютных счетов банков России, открытых в Америке и Евросоюзе.
Рост розничных вкладов, который обычно ежемесячно держался на уровне 21-24% в сравнении с соответствующим месяцем предыдущего года, в декабре 2013 года замедлился до 19%, а к февралю — до 17%. В марте 2014 года, по данным ЦБ, граждане забрали из банков 344,2 млрд рублей — 2% от суммы вкладов россиян в наших банках, а спрос на наличную иностранную валюту, наоборот, вырос.
Причем если поначалу страдали, в основном, небольшие коммерческие банки, клиенты которых переходили на обслуживание в госбанки, то в марте из-за санкций в отношении банков, владельцев которых принято считать приближенными к российской власти (в частности — заморозки их корсчетов в иностранных банках), у граждан появились определенные сомнения в надежности хранения денег и в крупных государственных структурах. В результате, согласно отчетам, в марте отток вкладов из Сбербанка составил 65 млрд рублей, в ВТБ24 — 20 млрд рублей.
Наконец, в апреле приток денег во вклады российских банков возобновился, но в сравнении с апрелем прошлого года составил лишь 11%. А это — абсолютный минимум в случае с любым месяцем года за последние пять лет. По состоянию на 1 мая, Сбербанк пока не смог достичь объема вкладов, который в январе составлял 7,9 трлн рублей (сейчас он составляет 7,8 трлн). ВТБ24, наоборот, к этому времени достиг как раз январского показателя 1,3 трлн. Но темпы роста все равно медленные: объем размещенных в российских банках вкладов составляет 16,5 трлн рублей, хотя еще в январе он был на уровне 16,9 трлн. В связи с этим некоторые специалисты заговорили о возрождении у граждан стремления к накоплению наличной валюты. Теперь это может стать регулярной практикой.
Хотя рост запаса наличной валюты дает некоторым экспертам основания рассчитывать на восстановление притока вкладов, ситуация в этой области все же останется напряженной. По мнению главного аналитика "Альфа-банка" Наталии Орловой, во-первых, меняющийся порядок работы платежных систем будет подпитывать общее беспокойство по поводу происходящих в банковской системе изменений. Во-вторых, риски санкций полностью не сняты с повестки дня, и новый этап нервозности вкладчиков нельзя исключать полностью.
«Наконец, ЦБ РФ продолжает отзывать лицензии проблемных банков, и, судя по всему, этот процесс еще далек от завершения. Таким образом, рост розничного привлечения в этом году имеет все шансы оказаться хуже ожиданий», — считает она.
Отметим, что часть вкладчиков, обладающих свободными накоплениями, на фоне падения рубля в последние месяцы активно вкладывали их в недвижимость. За первый квартал строительные компании Петербурга продали 26 тыс. квартир (1,3 млн кв. м жилья). А это 15% больше четвертого квартала 2013 года и на 67% — первого квартала предыдущего года.
Если банки будут испытывать нехватку вкладов, им придется привлекать деньги на рынке межбанковского кредитования, который, как уже писала «Фонтанка», падает на фоне отсутствия доверия банкиров друг к другу (никто не знает, у кого завтра отзовут лицензию). Либо — брать в долг у Центробанка, который недавно повысил ключевую ставку с 5% до 7,5% и снижать ее не пока намерен. Поскольку банкиры, как правило, зарабатывают на разнице ставок, по которым они привлекают деньги, и ставок предоставляемых кредитов, проценты по займам вряд ли будут снижаться.
В Сбербанке пока не прокомментировали ситуацию. В конце апреля глава Северо-Западного Сбербанка Дмитрий Курдюков заявлял корреспонденту «Фонтанки», что в возглавляемой им организации в последнее время с притоком клиентов почувствовали «дополнительную нагрузку», а что касается перевода рублей в валюту, хотя бы даже и в электронном виде, население адаптировалось и «уже не хочет делать никаких резких движений». А отток денег с текущих счетов клиентов, наблюдавшийся в феврале, по словам зампреда банка Марины Чубриной, был связан с тем, что в декабре 2013 года банк получил 20 млрд рублей январьской пенсии. В феврале пенсионеры эти деньги снимали.
В Северо-Западном ВТБ24 не склонны усматривать среди своих клиентов «матрацные настроения» и имеют кардинально противоположный взгляд на вопрос. «Мартовский отток вкладов в итоге не сумел повлиять на позитивный результат рынка вкладов по итогам всего первого квартала. А в апреле вновь началось увеличение объемом денежных средств, привлеченных крупными банками во вклады», — сказал представитель ВТБ24 по СЗФО Иван Макаров.
«Если на начало года совокупный объем средств частных лиц, размещенных в петербургском филиале ВТБ24, составлял более 147,8 млрд рублей, а по итогам первого квартала достиг уровня в 148,9 млрд рублей, то по итогам апреля эта сумма составила уже 152,2 млрд рублей. При этом объем срочных вкладов с уровня в 115,5 млрд руб. на начало года вырос к 1 апреля до 119 млрд руб, а к 1 мая до 121,5 млрд руб. При этом в целом в банке ВТБ24 в апреле 2014 года остатки на срочных депозитах физических лиц увеличились на 12,2 млрд. рублей. Рост объема частных вкладов, как валютных, так и рублевых, в мае продолжился — примерно теми же темпами, что и в апреле», — сказал он.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»