Петербургские парламентарии заявляют, что у городских народных избранников больше нет счетов за границей. Они опередили Госдуму, которая в ближайшее время подведет итоги кампании по закрытию депутатами зарубежных счетов во исполнение вступившего в силу в августе этого года федерального закона, распространяющегося и на регионы. Спикер ЗакСа уверен: ни прокуратуре, ни Навальному не найти у его коллег ничего компрометирующего. Ведь с ними проведена работа, и депутаты понимают — если что, мандат придется положить на стол. Кто не был готов расстаться с евро и тугриками, отказался от мандата.
Федеральный закон «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», президент РФ подписал 7 мая. В трехмесячный срок со дня вступления этого закона в силу, то есть к 19 августа, все парламентарии должны были закрыть свои зарубежные счета.
Депутаты Госдумы до 1 июля оформили справки о наличии у себя зарубежных активов, во владении счетами за границей сознались 36 из 450 депутатов. В Госдуме пообещали подвести итоги кампании по закрытию счетов в середине октября.
В петербургском парламенте не стали устраивать публичных акций со справками о наличии счетов и сделали все «тихо и не для афиши», как любит говорить спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.
Поскольку декларировать счета за рубежом депутатов никто не обязывал, то кому от них пришлось избавляться из петербургских народных избранников, можно только предполагать. Теоретически счета за рубежом логично ожидать у владельцев заграничной недвижимости – счет может пригодиться как для приобретения дома или кв.артиры, так и для дальнейшей оплаты коммунальных услуг.
Согласно сведениям о доходах и имуществе петербургских депутатов за 2012 год, недвижимость в чужих палестинах имелась у супруги депутата-прогульщика Александра Салаева, который на первом же заседании в новом парламентском году был освобожден от депутатского мандата.
Из действующих депутатов кв.артира в Чехии площадью 132,49 кв. метров есть в семье депутата от «Единой России» Игоря Высоцкого, депутат от КПРФ Ирина Иванова имеет участок земли площадью 1,156 тысячи кв. метров и жилой дом площадью 35,1 кв. метров на Украине, а ее супруг - также на Украине – имеет участок площадью 1,152 тысячи квадратных метров и жилой дом площадью 62,4 кв. метра. «Эсер» Марина Шишкина задекларировала дачу в Финляндии, которой владеет совместно с супругом. В дачный комплекс входит дом площадью 73 кв. метра, гостевой дом – 25 кв. метров и земельный участок площадью 10080 кв. метров. Как сказала Марина Шишкина корреспонденту «Фонтанки», ее зарубежный счет был закрыт на третий день после принятия федерального закона. «Теперь за все приходится платить наличностью», - говорит депутат.
Зарубежный счет был и у председателя фракции «Справедливая Россия» в петербургском парламенте Алексея Ковалева. «О том, что зарубежный счет закрыт, никто отчитываться не обязан, но все депутаты ЗакСа, у кого такие счета есть, насколько мне известно, их закрыли, - говорит Ковалев. - Эта идея с зарубежными счетами сама по себе по меньшей мере идиотская. Мало ли у кого для чего счета есть? У нашего депутата в Госдуме есть счет, открытый на имя его жены украинским правительством для компенсации утраченных в ходе реформ денег. Он не может этот счет закрыть. У меня был счет в Китае для того, чтобы оплачивать китайские публикации в сети Интернет – это можно делать только через китайский банк. У меня было на счете 500 долларов. А кто там на самом деле ворочает большими деньгами за границей, того и не найдешь».
Член контрольной группы ЗакСа, глава фракции «ЛДПР» Максим Яковлев, отвечая на вопросы корреспондента «Фонтанки», отметил, что никто из петербургских парламентариев не заявлял во всеуслышание, что зарубежные счета у него есть. На вопрос же, каким образом в таком случае в ЗакСе выполняется федеральный закон, Максим Яковлев сказал следующее: «Насколько я знаю, закон исполняется нормально. Потому что мне кажется, что уход некоторых депутатов из ЗакСа связан именно с этим. Иметь гражданство и не иметь счета – вряд ли так бывает. В этом плане у нас более тихо работа ведется, не так гласно, как в Госдуме, но очень эффективно».
Спикер петербургского парламента Вячеслав Макаров заявил «Фонтанке», что ни у одного из 50 петербургских депутатов зарубежных счетов нет, ну, разве что по глупости кто-нибудь «забудет 1 доллар».
«Были счета у Салаева, он их не закрыл до 18 августа и написал заявление о сложении полномочий, - говорит спикер. - Ни у кого больше зарубежных счетов нет, даже у тех, у кого есть зарубежная недвижимость».
Вячеслав Макаров подчеркнул, что теперь проверять ЗакС может кто угодно: хоть прокуратура, хоть блогер Навальный. «Пусть ищут, пусть проверяют, - говорит председатель парламента. - Мы все проверяем. Целая комиссия работала под моим руководством. С каждым депутатом побеседовали, каждому объяснили, что малейшее нарушение приведет к сложению полномочий депутата. Я, во всяком случае, такого не знаю, чтобы у кого-то счет остался. У нас есть структура, которая отслеживает все зарубежные счета».
Отчитываться о том, что все запретные счета закрыты, петербургские депутаты будут до 1 марта 2014 года, когда будут собираться сведения об имуществе и доходах депутатов за 2013 год.
Кстати, мнение Алексея Ковалева о том, что «кто на самом деле ворочает большими деньгами за границей, того и не найдешь», поддерживаются многие финансовые эксперты.
Правда, за рубежом действует система TheFinancialActionTaskForce (FATF), реализующая положение о борьбе с отмыванием денег. При открытии счета в странах, присоединившихся к FATF, клиенту дают подписать заявление, что ни он, ни его родственники не являются должностными лицами. Впрочем, офшорные зоны в такие игры не играют.
Ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко считает, что федеральный закон о запрете на зарубежные активы рассчитан преимущественно на сознательность и честность парламентариев и госслужащих. «В будущем информация о том, что у того или иного депутата обнаружился заграничный счет, может обнародоваться при решении других политических задач, например для ведения информационной кампании против кого-то, - говорит Оксана Гончаренко. – До лишения мандатов дело вряд ли дойдет, потому что для этого нужно, чтобы наличие зарубежного счета было признано судом. Компромат – более вероятный вариант, как средство давления и дискредитации оппонента».
«Вообще-то в свободной стране, коей мы себя называем, не должно быть дискриминации по признаку работы, - говорит вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург», член Правозащитного совета Санкт-Петербурга Игорь Кучеренко. - Почему депутат не имеет права держать свои счета за рубежом? Это неправильно. Мы считаем, наверное не без основания, что в Госдуме собрались нелегитимные в большинстве своем и непроверенные люди. Но это не означает, что надо как-то ущемлять их права. Это популистский ход, чтобы люди, которые не привыкли задумываться о сути вещей, увидели, какие честные наши депутаты. Но если вор стал депутатом и закрыл свой зарубежный счет, это не значит, что он отдал наворованные деньги в детский дом. Просто перевел деньги из-за рубежа сюда – но остался вором. Никаких проблем при случае в мгновение ока снова перекинуть активы за границу не составит».
Между тем вся страна имеет возможность следить за тем, как избавляются от зарубежных активов 36 сознавшихся в их наличии думских депутатов. На минувшей неделе не отчитавшихся о закрытиях СМИ насчитали 16 человек.
Кстати, петербургский парламентарий Любовь Седейкиене отмечает, что в федеральном законе о запрете иностранных счетов есть "дыра": запрет распространили на глав городских округов и муниципальных районов, «забыв» про администрации городских районов. Районные администрации в Петербурге считаются подразделениями государственной власти, а муниципальные округа отданы местному самоуправлению. Любовь Седейкиене отмечает, что на глав этих округов запрет на иностранные счета формально не распространяется. Депутат даже внесла федеральную законодательную инициативу о запрете на счет и для глав муниципальных образований.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»