В Петербурге стартовал проект “Freebike”. Сразу в двух районах города появились шесть бесплатных велосипедов, которые каждый желающий может взять, чтобы доехать на нем до своего пункта назначения. Инициатива и реализация проекта принадлежит разным частным лицам. Из-за того, что у одних средства передвижения должны были быть белыми, а у других уже есть синие, под угрозой оказывается сам замысел велосипедов шаговой доступности.
Идея создания фрибайков в Петербурге появилась пару месяцев назад. Ее инициаторами стали журнал Time Out, креативная группа «Идея» и веломагазин «Скатпрокат». В июле они объявили о сборе старых, ненужных велосипедов, которые «Скатпрокат» обещал отремонтировать, перекрасить в белый цвет и отправить на улицы Петербурга. Уже тогда скептики предрекали активистам провал проекта из-за якобы имеющейся у петербуржцев привычки воровать все, что плохо лежит. Однако авторы были настроены оптимистично и готовились в сентябре к масштабному запуску своей инициативы.
Однако первыми идею фрибайков реализовала другая, известная в городе сеть веломагазинов - «Велодрайв». 23-го августа синие велосипеды появились в парке «Сосновка», на следующий день приятная неожиданность ждала горожан в Александровском парке.
Генеральный директор «Велодрайв» Кирилл Остапенко рассказал «Фонтанке», как они тестировал свой проект: «Мы, когда вчера выставили в парке «Сосновка» велосипед с табличкой, что его можно взять бесплатно, сразу сели в засаду. Люди его замечали, но тем не менее как-то обходили стороной».
Однако велосипеды, выставленные на «Горьковской» быстро обрели временных хозяев в лице корреспондентов и случайных прохожих, которые реагировали на акцию с любопытством. Все велосипеды осмотрел механик.
По словам представительницы компании Светланы Мельниковой, выставленные велосипеды утилизированные. И это, кстати, тоже идея, изначально принадлежавшая «Скатпрокату». «У нас есть программа утилизации, по которой люди отдают нам свои старые велосипеды и получают скидку на новые, современные. Эти велосипеды мы отремонтировали и покрасили, - рассказала Мельникова. - Мы принимаем любые велосипеды и даже запчасти. Мы также будем ремонтировать эти велосипеды. У нас есть мастерская, мы вывесим на сайте номер телефона и адреса магазинов, куда можно обратиться, сказать, где находится велосипед, и наши механики выедут на место и заберут велосипед на ремонт».
То, как быстро конкуренты реализовали идею бесплатных велосипедов, возмутило авторов проекта. Как рассказал «Фонтанке» редактор сайта «Time Out Петербург» Михаил Рудин, компания «Велодрайв» уже на начальном этапе предлагала свою помощь: «Нас и так уже было трое, нам и так уже было сложно собираться, координировать свои действия, поэтому мы отказались».
Михаил Рудин отмечает, что на том этапе их тройка партнеров работала над общественным мнением. «Нам все вокруг говорили, что у нас будут воровать велосипеды, поэтому мы старались вбивать людям в голову эту идею, - пояснил он «Фонтанке». - И тут появляется «Велодрайв», которые исказили всю идею, весь стиль, который мы создавали два месяца. Велосипеды синие почему-то, хотя мы два месяца рассказывали всем, что они будут белыми. Непонятно, кто будет нести ответственность за эти велосипеды. Меня это бесит. Зачем эта каша? Их поступок — полное пренебрежение нами, нашим трудом, это самодеятельность».
По признанию представительницы компании «Велодрайв» Светланы Мельниковой, фирма не ожидала, что будет такая реакция со стороны «Скатпроката». Велосипеды, представленные 23-го и 24-го августа горожанам на пробу в парке «Сосновка» и Александровском парке, отличаются синим цветом, надписью «Freebike» и замком с кодом «00000». Примечательно, что Михаил Рудин отреагировал на замки «Велодрайва» призывом их воровать. Правда, позже пояснил, что это шутка. «Я так пошутил, потому что на моем велосипеде нет замка. Я и дальше буду так шутить» - рассказал он корреспонденту «Фонтанки».
Генеральный директор «Велодрайва» Кирилл Остапенко прокомментировал юмор Михаила Рудина встречным предложением. «Мы с улыбкой относимся к идее воровать замки, потому что велосипеды могут и без замков существовать, - считает он. - Если у них есть сильное желание, мы можем выделить для них 5-6 замков, пусть приходят в магазин на Энгельса, мы их бесплатно дадим».
Тем не менее, Кирилл Остапенко все же надеется на возможное дальнейшее сотрудничество: «Я надеюсь, что, благодаря этой идее, мы будем прививать любовь к велосипеду среди жителей нашего города, мы надеемся, что другие компании тоже подключатся к этому проекту, велосипедов станет больше. У меня уверенность 100%-ая, что мы объединимся в один социальный проект. Так получилось, что мы выставили свои велосипеды раньше, чем «Скатпрокат», но у них 8 сентября будет более масштабный проект, надеемся, мы подготовим для них хорошую почву».
Спустя пару часов после презентации фрибайков генеральному директору «Велодрайв» Кириллу Остапенко и одному из создателей белых фрибайков, представителю креативного агентства «Идея» Станиславу Килми удалось договориться. «Мы закончили переговоры с «Велодрайвом» и пришли к консенсусу, - поделились они с «Фонтанкой». - Мы решили объединиться, более того, к нам хотят присоединиться еще две сети веломагазинов. Мы хотели бы создать координационный совет, который и дальше будет продвигать эту идею. Если мы будем вместе — больше шансов, что мы сделаем это хорошо».
Пока среди бизнесменов бушуют и утихают страсти по велосипедам, в Смольном готовятся к реализации концепции «О развитии велосипедного движения», о проекте которого уже писала «Фонтанка». Напомним, согласно документу, к 2015 году число велосипедов, имеющихся в распоряжении петербуржцев, должно увеличиться с нынешних 2 млн до 2,5. Но при этом ездить граждане будут в два раза больше. Достигнуть данный показатель планируется за счет строительства целой сети веломаршрутов, представляющих собой обособленную полосу для движения на двухколесном транспорте.
Кристина Волобуева, «Фонтанка.ру»