Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Происшествия Павел Камчатный: По взмаху волшебной палочки коррупцию не побороть

Павел Камчатный: По взмаху волшебной палочки коррупцию не побороть

2 689
Фото Евгения Позднякова

Размер взятки в Петербурге варьируется от 15 тысяч рублей до 6 миллионов евро. Среди выявленных коррупционеров по-прежнему лидируют сотрудники правоохранительных органов. А «аномально снежная» зима возможна без трагических последствий, только если каждый дворник начнет честно выполнять свою работу. В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией «Фонтанка» встретилась с руководителем управления по расследованию преступлений коррупционной направленности ГСУ СК России Павлом Камчатным.

«Ф»: - Павел Анатольевич, можно сказать, что вы занимаете должность главного борца с коррупцией Петербурга, при этом город практически не знает своего героя. Интернет про вас практически ничего не сообщает. Расскажите о себе: биография, карьерный рост, источники доходов.

Камчатный: - Если честно, я бы не называл себя главным борцом. Но вместе с тем, я возглавляю подразделение по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики, которое действительно занимается самыми актуальными проявлениями коррупции. Как показывает практика, в сферу коррупционной деятельности включены практически все сферы жизни. Это и правоохранительный блок, это сфера здравоохранения и образования, ЖКХ, землеустройство, строительство — все то, с чем человек сталкивается в жизни. В последнее время актуальна тема госконтрактов, так называемый откат.

«Ф»: - Вернемся все-таки к вопросу. Расскажите о себе. Где родились? Где учились? Как шли к своему посту? Ваши источники доходов.

Камчатный: - Как говорил поэт Николай Рубцов, мужал я под грохот "МАЗов", на твердой рабочей земле. А если без лирики, родился в Мурманской области в так называемые застойные времена. А точнее - в день 52-летней годовщины образования КГБ. Дальше все как обычно: школа, армейские будни, учеба, работа. Живу по средствам, на зарплату.

«Ф»: - А у членов вашей семьи есть бизнес, недвижимость, так сказать, «заводы-пароходы»? Их можно назвать состоятельными людьми?

Камчатный: - Я причисляю себя к обычному среднестатистическому человеку. Все как обычно — машина, квартира, дача. Ни заводов, ни пароходов не имеется.

«Ф»: - Предыдущие две зимы в Петербурге подарили всей стране такие выражения, как «сосули-убийцы», «аномально снежная зима», «13-я квитанция». Следственный комитет проводил проверки по факту гибели и травмирования людей, расследовал деятельность организаций в сфере ЖКХ. Каковы результаты, сколько человек привлечено к ответственности? Есть надежда, что этой зимой ситуация не повторится, но не благодаря тому, что нет снега, а потому что должностные лица начнут исполнять свои обязанности?

Камчатный: - По результатам прошлогодних зим были возбуждены уголовные дела по тем вопиющим случаям, по тем нарушениям, которые были допущены сотрудниками жилищно-коммунальной сферы. Большинство дел направлены в суды, часть еще расследуется. Дела расследуются также и на предмет финансовых нарушений со стороны той или иной жилищной конторы.

«Ф»: - Речь только о конкретных жилкомсервисах? Проверки в районных, городской администрациях не проводились? Проверяли ли данные по госзакупкам, наличие техники, той, что числится по бумагам?

Камчатный: - Что касается материально-технической базы, оснащенности этих подразделений на местах, мы этот вопрос прорабатывали, и, по нашим данным, техники, сил и средств достаточно для того, чтобы обеспечить надлежащий порядок. Я могу сказать точно, что добросовестное выполнение обязанностей каждого на местах, будь то дворник или руководитель жилкомсервиса, ни к каким несчастным случаям не приведет. Речь идет о безалаберном исполнении своих обязанностей. Кто-то не оградил место проведения работ, кто-то не очистил крыши , кто-то не посмотрел в зеркало заднего вида. По сути, по личной людской халатности у нас произошли эти трагедии. Конечно, здесь речь идет и о руководителях, которые должны обеспечивать условия труда. В ходе расследования у нас были такие лица выявлены и изобличены. К уголовной ответственности привлекались не так называемые «стрелочники», а именно должностные лица жилкомсервиса, которые должны были осуществлять организацию охраны труда и обеспечение соответствующих условий для исполнителей.

«Ф»: - То есть в трагедиях тех зим виноват так называемый человеческий фактор, а не ошибка системы?

Камчатный: - Как показывает жизнь, при любой трагедии нет одной причины. Конечно, здесь совокупность факторов. Почему стал возможен человеческий фактор? Потому что система это позволяет, и здесь ее вина в определенной степени имеется. Нет жесткого контроля за ситуацией, нет четких докладов, нет четкого разграничения обязанностей и нет человека, который бы лично отвечал за производство работ. Но наше законодательство требует, чтобы была установлена причинно-следственная связь между этими нарушениями и негативными последствиями. И есть определенная проблема по доказыванию, но мы стараемся, и конкретные виновники уже к ответственности привлечены. По остальным нарушениям мы внесли представления об их устранении в контролирующие ведомства, такие как администрация, органы внутренних дел, жилкомсервисы.

«Ф»: - Если говорить о других преступлениях, какие из них были самыми серьезными и запомнившимися в этом году? Чем можете похвастаться?

Камчатный: - Много чем можно похвастаться. Основная сфера деятельности, где проявляется коррупция в большей степени, - это правоохранительная. Сейчас мы подходим к этой проблеме системно. У нас возбуждены и завершены уголовные дела в отношении сотрудников милиции, которые «крышевали» и участвовали в организации распространения наркотических средств на территории города. Это Василеостровский район, Невский, Фрунзенский, Петродворцовый. У нас привлечено 26 лиц более чем по 50 эпизодам преступной деятельности, из этой цифры порядка 10 человек — это сотрудники милиции, кстати, не самого низкого звена.

Кроме того, мы столкнулись с ситуацией, когда сотрудники «крышуют» угоны автотранспорта. Были установлены и изобличены ряд преступных групп, которые занимались хищениями дорогих автотранспортных средств. Причем идет специализация: какая-то группа работает по строительной технике, другая - по дизельным «мерседесам», третья - по «тойотам». Замечены сотрудники внутренних дел в организации притонов и вовлечении в занятие проституцией, в том числе несовершеннолетних. Такое преступное сообщество было создано на территории Центрального района, в него входили 6 сотрудников правоохранительных органов.

Еще одно направление — черные риелторы, здесь участвуют не только сотрудники внутренних дел, но нотариусы, главы местного самоуправления. За этот год нами было изобличено 77 лиц по более чем 60 эпизодам. Этот анализ показывает, насколько коррупция проникла в правоохранительный блок. Коррупционные проявления выявлены и в следственных подразделениях ОВД. Уголовное дело по факту вымогательства взятки в отношении двух следователей УВД по Фрунзенскому району направлено в суд.

«Ф»: - То есть чудесное превращение милиции в полицию проблему коррупции никак не решило?

Камчатный: - Одним переименованием по взмаху волшебной палочки побороть коррупцию не получится. Здесь необходим системный подход. Что касается переаттестации, то время покажет...

«Ф»: - Говоря о коррупции, вы делаете делаете упор на правоохранительные органы. При этом СМИ, Интернет пестрят сообщениями, аргументированными и доказательными, о том, как открыто воруются бюджетные миллионы представителями высшего эшелона власти. Почему в Петербурге нет ни одного уголовного дела, в котором фигурировал был крупный чиновник, а не мелкий госслужащий?

Камчатный: - Когда мы говорим о коррупции в высших эшелонах власти, это больше эмоциональное восприятие действительности. Люди, которые это говорят, находятся в состоянии крика, они не могут терпеть чиновничьего произвола. Хотят привлечения к ответственности госслужащего именно высшего ранга. Но каждое обвинение должно быть основано на фактах и подтверждено доказательствами. Когда к нам такие сведения поступают, мы такой факт проверяем и при подтверждении возбуждаем уголовное дело. При этом арестовываем обвиняемого, накладываем арест на имущество. Как один из примеров можно привеcти дело замдиректора ГУ ДОДД Александра Лаща, который совместно с другими лицами присвоил более 8 млн руб. Он также обвинялся в получении взятки в количестве 53 тысяч долларов США. Это лицо было осуждено, однако по приговору суда получило условный срок наказания. Конечно же, это, на наш взгляд, не совсем адекватное наказание.

«Ф»: - В последнее время становится модно наряду со стоимостью продуктовой корзины и размером МРОТ называть средний размер взятки. В Петербурге в среднем это какая цифра?

Камчатный: - Честно говоря, я такого анализа не делал. Получение личной выгоды в любой форме и в любом размере — это уже коррупция. Нашим управлением расследовались дела с суммами от 15 тысяч рублей до 6 миллионов евро. Недавно был случай, когда при получении 10 миллионов рублей за способствование прекращению уголовного дела был задержан старший инспектор по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка ГУВД Санкт-Петербурга. Что касается подхода по выявлению коррупции, то он должен быть всесторонним и обоюдным. Одного только желания следователя недостаточно, необходима активность самих заявителей и сотрудников других антикоррупционных ведомств, которые и поставлены для того, чтобы выявить такое лицо. Само общество должно нам подсказывать, где и кого необходимо поставить на место.

«Ф»: - В качестве последнего вопроса: чем вы гордитесь и чего вы стыдитесь в своей профессиональной деятельности?

Камчатный: - Безусловно, я горжусь своими сотрудниками, которые, не щадя живота своего, не считаясь с личным временем, честно и качественно выполняют свою работу. Лучшие годы своей жизни они проводят за расследованиями, чтобы зло было наказано, чтобы добро и справедливость восторжествовали. Ну а насчет стыда... не могу вспомнить, чего бы я стыдился. Наверное, стыдно может быть, когда что-то сделал некачественно, когда из-за недочета, просчета или ошибки может пострадать общее дело. Вот за это мне было бы стыдно. Таких случаев, к счастью, у нас не было и, надеюсь, не будет.

Беседовала Юлия Никитина, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях