Сотовые компании не вправе брать плату с абонентов, которые перестали пользоваться услугами связи. Сейчас до 5 рублей в день с «молчунов» взимают почти все работающие на рынке операторы. Невзирая на вступившие в силу судебные решения, признавшие такие действия незаконными, они не спешат отказываться от сложившейся практики.
Спорная абонентская плата – отчасти вынужденная мера, направленная на сокращение числа «молчунов». Активная распродажа контрактов (в том числе через уличные лотки и т.д.) в совокупности мало влияет на реальное количество абонентов (уровень так называемого проникновения подвижной связи): по данным агентства AC&M Consulting, в Санкт-Петербурге более 13 млн пользователей, то есть на каждого горожанина приходится в среднем по три «симки». Очевидно, что существенная их часть не используется, а порой и просто выброшена, тогда как операторы сотовой связи вынуждены сохранять за «молчуном» номер.
Поэтому несколько лет назад сотовые компании начали принимать меры по «секвестированию» абонентской базы. Например, с июля 2008 года «Билайн» во всех тарифных планах мелким шрифтом указывает, что если клиент в течение 90 дней не получает платные услуги (не совершает звонки, не отправляет SMS и пр.) по номеру, то с него начинает взиматься специальная ежедневная плата – вплоть до обнуления счета. Схожую практику проводят и другие участники рынка. С абонентов «Мегафона» после трехмесячного «воздержания» списывается по 3 рубля в день, TELE2 – один рубль через 120 дней и т.д. «МТС» также после четырех месяцев «молчания» переводит большинство клиентов на другой тарифный план («Базовый 09»), предусматривающий абонентскую плату в 100 рублей в месяц.
Кроме того, в договорах операторов также прописывается, что отсутствие активности со стороны абонента в течение последующего периода (от двух до шести месяцев) рассматривается как его намерение расторгнуть договор. Через некоторое время отключенный номер может вновь поступить в продажу.
В ходе плановой проверки одного из филиалов ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») Роспотребнадзор выявил в заключаемых с абонентами договорах об оказании услуг связи сразу несколько условий, ущемляющих установленные законом права потребителей. Основные претензии касались взимания платы за «молчание». Ведь утвержденные правительством России правила предусматривают, что основанием для выставления счета является объем оказанных услуг (продолжительность разговора, количество отправленных сообщений и пр.). Дополнительные права делегированы пользователям телематических услуг (доступа в Интернет): оператор не вправе требовать плату за тот период, в течение которого оказание услуг связи приостанавливалось.
Юристы «Билайна» не согласились с требованиями надзорного органа. Введение абонентской платы в случае отсутствия активности со стороны абонента они объяснили затратами оператора на поддержание сети, а потому свои действия сочли правомерными.
Компания попыталась оспорить предписание Роспотребнадзора в арбитражном суде, но потерпела фиаско, которое вполне может оказаться прецедентным: служители Фемиды отвергли все ее доводы: «Оплате потребителем подлежат только предоставленные оператором услуги связи. Взимание платы за период, когда абонент не пользуется услугами... нарушает право потребителя на свободный выбор услуг», – констатировал суд.
Вышестоящие инстанции поддержали эти выводы, окончательное решение вступило в законную силу.
Однако выполнять его «Билайн» не намерен: «Практика по вопросу взимания платы за «молчание» абонента в сети разнообразна в судах разных регионов. Наряду с судебным решением, которое указывает на ее незаконность, ОАО «Вымпелком» имеет положительные решения судов по этой теме», – объясняет Мария Георгиевская, пресс-секретарь петербургского филиала компании. Однако ни одно решение, вынесенное в пользу оператора, называть она пока не смогла.
По мнению Дениса Кускова, возглавляющего информационно-аналитическое агентство TelecomDaily, ситуация неоднозначна: «С одной стороны, абонент реально не пользовался услугами и, по идее, не должен платить. С другой - у операторов проводной связи есть практика взимания платы за поддержание линии, а в данном случае я не вижу разницы между физическим проводом и, так сказать, «воздушным» от базовой станции сотового оператора. Но уверен, что лазейки, которые компании используют для получения большей выручки, должны быть строго в рамках закона». Он также отмечает - абонент может легко уйти от уплаты спорной платы, хотя бы раз в несколько месяцев отправив эсэмэску за 1,5 - 2 рубля.
Все опрошенные операторы уклонились от комментариев по существу сложившейся ситуации но, зная о состоявшихся судебных решениях, пока воздержались от изменения тарифной политики. Принудить их это сделать, вероятно, смогут только судебные иски самих абонентов и новые проверки надзорных ведомств. Хотя управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу пока не озаботилось этим вопросом: отвечая на заявление одного из абонентов того же «Билайна», указавшего на незаконность взимания платы за «молчание», заместитель руководителя этого органа Наталия Башкетова сообщила, что не усмотрела в этом нарушений, ущемляющих прав потребителя.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"