Каждый второй россиянин, согласно данным ВЦИОМ, знает о путинском Народном фронте. Идею его создания поддерживает каждый третий информированный о нем респондент, столько же опрошенных готовы голосовать за кандидатов от ОНФ. Вместе с тем, наибольший интерес к нему проявляют те, кто не одобряет деятельность Владимира Путина, сторонники непарламентских партий и пожилые люди. Эксперты не исключают, что критика оппозицией нового объединения может привести к обратному эффекту — его пиару.
Рост уровня информированности россиян об ОНФ, согласно опросу ВЦИОМ, после резкого увеличения во второй половине мая (с 38 % в середине мая до 50 % в конце месяца), остановился: сейчас об организации знают 49 % опрошенных. Наиболее внимательно следят за ситуацией респонденты, не одобряющие деятельность Путина (54 %), сторонники непарламентских партий (58 %) и пожилые люди (61 %).
Основной причиной создания Нарфронта опрошенные называют усиление «Единой России», однако это мнение, если верить ВЦИОМ, стало менее распространенным, нежели прежде (с 29 % до 16 %). В то время как увеличился процент тех, кто объясняет создание объединения "стремлением улучшить ситуацию в стране" (с 10 % до 14 %) и "объединить людей" (с 5 % до 10 %). В меньшинстве остаются те, кто видят за ОНФ манипуляцию, попытку отмывания бюджетных средств и увеличение штата чиновников.
Кроме того, россияне стали больше поддерживать новое объединение (с 27 % до 33 % за три недели). Однако остается стабильной группа тех, кто негативно к нему относится (21 %). Равнодушных к партстроительству все меньше — 35 %.
Голосовать за кандидатов от Народного фронта готовы москвичи и петербуржцы, а также россияне, одобряющие деятельность Путина, и сторонники «ЕдРа». Ни в коем случае не опустят бюллетени с галочкой напротив ОНФ в урну 48 % опрошенных - респонденты, негативно оценивающие работу нацлидера, а также приверженцы ЛДПР.
По мнению президента фонда "Петербургская политика" Михаила Виноградова, создание ОНФ породило призрак возвращения Путина на пост президента, поэтому логично, что оппоненты премьера пытаются выстроить контрфронт для мобилизации противников сценария, который «воспринимают с тревогой, поэтому и тему эту активно муссируют».
Что касается едва ли не принудительного включения в организацию, политолог считает, что изначально были заложены две модели: во-первых, определенное дистанцирование от административного ресурса, предъявление новых ярких лиц, общественников, во-вторых, административная мобилизация. «Несмотря на то, что они друг другу противоречат, реализуются обе», - заключил он.
«Понятно, что за политикой следят больше те, кто ей недоволен — они злятся на ОНФ, чаще о нем думают. Те же, кого нынешняя политика устраивает, сидят, пьют пиво, смотрят телевизор», - считает политолог Дмитрий Орешкин, однако сомневается, что Нарфронт пиарится за счет несогласных, у которых, к слову, стало трендом в выступлениях рассказывать о путинских «злодеяниях».
Орешкин утверждает, что у противников Нарфронта на руках нет пиар-средств, ведь «это просто население». «Если бы, скажем, у Немцова был телевизионный канал, по которому он выражал свою озабоченность в связи с созданием НФ, можно было бы предположить, что оппозиционер так много о нем рассказывает, что создает негативную, но все же рекламу», - сказал он, заметив, что социологи опрашивают население, которое является не передатчиком, а приемником информации.
Отвлекающей пиар-идеей, которая «не может вызвать прилива популярности», называет ОНФ политолог Сергей Шелин. «Фронтовикам», полагает эксперт, ничто не поможет. «Они загоняют народ к себе, не понимая, что чем больше фиктивных членов, тем меньше политическая отдача», - заметил он. По его мнению, люди устали от манипуляций — Шелин указывает на якобы имеющую место ангажированность ВЦИОМ, зафиксировавшего наименьший процент тех, кто видит за созданием движения попытки манипуляций.
«Путину краснеть за Народный фронт. Пусть он и рекламирует его», - резюмировал Шелин.
Александра Гармажапова,
Фонтанка.ру