К серьезным финансовым потерям привела для читательницы «Фонтанки» покупка телефона в «Связном». Рассрочка, которую рекламировал магазин, оказалась на самом деле кредитом. За каждое нарушение условий договора, о которых читательницу никто не предупредил, предусмотрен штраф, А чтобы узнать, сколько осталось заплатить денег, нужно сначала заплатить долг в 14 рублей.
Акция «Проще купить, чем копить!» проходила в магазинах сети «Связной» этой осенью. Как гласила официальная реклама, сеть предлагала купить товары в кредит без процентов, что с финансовой точки зрения является не кредитом, а рассрочкой. Правда, при более внимательном изучении условий акции можно было увидеть, что речь идет именно о получении заемных средств, процент за которые компания компенсировала в виде «скидки на товар».
Как говорит читательница «Фонтанки», несмотря на то, что вывеска не совсем соответствовала сути, она все же решила купить по акции дорогой телефон. Процент был вполне нормальным для рынка потребительского кредитования – 28,5%, а итоговая сумма, выставленная к оплате, составляла 15143 рубля. Банком, который обеспечивал выдачу кредитов, был «Ренессанс Капитал».
По словам петербурженки, при оформлении кредита ей выдали договор на сам кредит и договор о страховании. Взносы нужно было платить одинаковыми суммами 30 числа каждого месяца в любом офисе «Связного»; последние внесение средств должно было состояться 30 марта. Однако ему предшествовал февральский платеж, а в этом месяце, как известно, нет 30 числа, поэтому читательница «Фонтанки» перевела деньги 28 февраля.
Однако 2 марта ей пришло SMS-сообщение о том, что деньги поступили на счет 1 марта, а не 30 числа, и поэтому клиент должен банку 14 рублей за просрочку. Сумма смешная, но девушка решила выяснить, откуда она взялась, и позвонила в банк. Там, по ее словам, ей сказали, что пока она не заплатит их, у нее будет испорченная кредитная история, а сумма штрафа прописана в правилах ее тарифа.
На это читательница ответила, что хотела бы узнать, сколько она в итоге должна банку и заплатить эти деньги. Однако, по ее словам, ей ответили, что сумму долга она сможет узнать только после того, как заплатит 14 рублей штрафа. Тогда покупательница сама подсчитала сумму долга, добавила к ней 14 рублей и перевела эти деньги. Ей пришло еще одно сообщение: «Ваш долг по договору составляет 9 рублей. До даты следующего платежа сумма будет ежедневно увеличиваться на 1 рубль».
На вопрос «Фонтанки» о том, почему перевод денег 28 февраля был засчитан как просрочка, в пресс-службе банка «Ренессанс Капитал» ответили, что «в документах, передаваемых клиенту, всегда есть упоминание о том, что осуществление платежа через платежные системы должно производиться за несколько дней до даты, указанной в графике, поскольку банк не может отвечать за сроки перечисления денежных средств платежными системами». Между тем в документах, предоставленных читательницей «Фонтанки», такого текста нет: там лишь указано, что датой ежемесячного платежа является 30 число.
Что касается штрафов, то, как сообщили в банке, их размер указан в тарифах, которые выдаются клиенту на руки вместе с договором; здесь также отметили, что «сумму просрочки и всего долга можно узнать в любое время вне зависимости от наличия долга». В пресс-службе сети «Связной», в свою очередь, уточнили, что тарифы в обязательном порядке должны были предоставляться при покупке.
Правда, сама читательница утверждает, что тарифов ей никто не выдавал и никто о них не рассказывал. Но при этом в том месте, где она поставила свою подпись, указано, что «клиент ознакомлен, получил на руки и обязуется неукоснительно соблюдать условия кредитного договора, общих условий кредитования и тарифов».
Впрочем, по мнению экспертов, даже если штрафные санкции и были указаны в этих неуловимых тарифах, то это незаконно. «Они должны быть прописаны в отдельном документе», – говорит юрист компании «Правовой консультант» и представительства межрегиональной общественной организации «Блок-пост» Алексей Корельский, специализирующийся на кредитном праве.
Кроме того, по его словам, в его практике случались дела, когда человеку, получившему кредит, удавалось доказать, что с тарифами его никто не ознакомил, и в таком случае сделка расторгалась. «200% никаких тарифов этой девушке не давали. Если она сумеет доказать это, то должна будет вернуть телефон в магазин, а тот, в свою очередь, должен будет возвратить ей все деньги», – говорит эксперт.
Правда, даже в делах с такими ничтожными суммами доказывать свою правоту нужно через суд. Однако юристов это не смущает. «Ничтожность штрафа не играет роли – здесь важен принцип. При покупке телефона комиссия и штрафы совсем небольшие, а зато в ипотеке банк получает значительно большие суммы», – уверен Алексей Корельский.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"