Пресс-служба губернатора озадачила журналистов — прессу созвали на «открытие участка третьей очереди Западного скоростного диаметра в составе транспортной развязки на пересечении с КАД на Севере до транспортной развязки на пересечении с автодорогой Е-18 «Скандинавия» (съезд на Горское шоссе)». Знакомые с ситуацией вокруг строительства ЗСД специалисты недоуменно почесывали голову, ведь на объекты строительства 3-ей очереди дорожники вышли буквально пару недель назад. Как за столь короткое время можно было построить целую развязку? Ситуацию попытался прояснить корреспондент «Фонтанки», побывавший на помпезном мероприятии.
Ответ оказался простым - столь громко назвали открытие небольшой перемычки между Кольцевой автодорогой и старым Горским шоссе в районе нового автозавода «Хендай». Открытие корейского автосборочного предприятия намечено на 21 сентября 2010 года. Ну, и чтобы высокие гости, а также машины с автокомплектующими могли спокойно проезжать на завод, за четыре месяца был сооружён новый съезд. По некоторой информации, его строительство было прописано в условиях контракта между городом и корейским концерном как обязательное наличие связи с улично-дорожной сетью города. Аналогичные условия в своё время выдвигали и два других предприятия: расположенный не так далеко Nissan и Toyota в Шушарах.
В будущем этот 50-метровый съезд станет элементом крупной развязки Западного скоростного диаметра с КАД. Ну, а сегодня всем горожанам просто решили напомнить, что появление ЗСД в этих краях уже не за горами. Поэтому и включили в название словосочетание "3-я очередь". Пройдёт новый участок по ленинским местам. Именно этими топкими лесами в августе 1917 года Владимир Ильич пробирался от Шалаша в Разливе в сторону железной дороги, чтобы бежать в Финляндию. Путь его лежал в сторону Графского (ныне посёлок Песочный), однако лесные пожары сбили вождя пролетариата с пути, и он был вынужден выйти в районе нынешнего Левашова. Сразу после этого на паровозе он покинул территорию России под видом кочегара. Теперь очень скоро по этим местам пройдёт дорога, которая может открыть лёгкий путь в Финляндию тысячам наших сограждан.
А пока дорожники доложили Валентине Матвиенко, что они уже приступили к строительству первого участка 3-ей очереди от КАД до автодороги М-10 (по европейской нумерации Е18) «Скандинавия». Был проведён конкурс, определён подрядчик и сейчас ведутся геологоразведочные работы. Одновременно с этим производится рубка леса по территории будущей трассы, а также её разминирование (рядом находился военный аэродром, и со времен войны остались не слишком приятные артефакты) и вывоз подстилочного слоя грунта. Сейчас активные работы развернулись в районе переезда между станцией Белоостров и платформой «Дибуны», в районе примыкания Зеленогорского шоссе к трассе «Скандинавия» и неподалёку от КАД. Согласно условиям контракта, транспортная развязка с КАД появится уже к концу 2011 года, а полностью участок до «Скандинавии» сдадут в мае 2012 года.
Но и это ещё не всё. В настоящее время уже объявлен конкурс на участок ЗСД от Приморского проспекта до Богатырского. В проект включены две развязки: на пересечении с Приморским и Богатырским проспектами. Результаты конкурсной процедуры будут подведены уже 27 сентября. Также в настоящий момент идёт подготовка конкурсной документации ещё на один участок от Богатырского проспекта до КАД, протяжённостью 7,7 км. Он будет иметь развязку в районе пересечения с дорогой на Каменку. При этом чиновники рассчитывают ввести весь участок от «Скандинавии» до развязки на Приморском шоссе в 2012 году.
На октябрь этого года запланирован пуск ещё одного участка ЗСД на юге до пересечения с Благодатной улицей. После этого, уже к декабрю, будет смонтировано и запущено всё технологическое оборудование для взимания платы за проезд. Напомним, что, несмотря на то, что строительство магистрали ведётся за счёт бюджетных средств, управлять дорогой будет акционерное общество, которое займётся извлечением прибыли с эксплуатации дороги. Найти частного инвестора для строительства столь масштабного сооружения так и не удаётся. Платным будет и северный участок ЗСД.
По мнению его создателей, измученные пробками дачники и отдыхающие Карельского перешейка получат возможность съезжать с перегруженной «Скандинавии» и Зеленогорского, чтобы кратчайшим путём оказаться на КАД или продолжить своё движение в центр или на юг города не вокруг, через Сестрорецк и другую курортную зону, а напрямик. И действительно, сегодня пропускная способность существующих шоссе исчерпана. Протяжённость ЗСД от «Скандинавии» до КАД составит 15 км. Генеральным подрядчиком строительства является ОАО «Мостостроительный отряд №19».
Между тем, Валентина Матвиенко осталась не очень довольна представленными проектами. В частности, она попросила ещё раз подумать над развязкой в районе пересечения с кольцевой автодорогой. По её мнению, проектировщики «слишком навертели», а надо бы упрощать проекты.
Особое внимание она уделила качеству нового строительства, чтобы не повторилась ситуация с КАД, когда на многих участках дороги уже наблюдается значительный износ. Однако дорожники уверили губернатора: для строительства-де отбираются лучшие материалы, а на уже введённых участках деформаций проезжей части на сегодняшний день вовсе не замечено. Правда, они не упомянули, что построенные участки возведены преимущественно на эстакаде и имеют в основании железобетонную плиту, которая не даёт деформироваться верхнему строению дорожной одежды. Также не соизмерим пока и поток транспорта, проходящий по ЗСД, по отношению к КАД. В свою очередь, новые северные участки ЗСД будут возводиться преимущественно на земляном полотне, а так как нормативы на строительство продолжают действовать прежние, то некоторые эксперты не исключают скорого износа при активной загрузке транспортом.
Впрочем, возможно, что с этим поможет платное использование скоростного диаметра, которое сократит число клиентов. Всё-таки, в России не привыкли платить за проезд и больше пользуются бесплатными пропусками, которые на ЗСД получить, наверное, будет достаточно сложно - ведь это не строительная площадка под Американскими мостами.
Среди возможного негатива, который может в ближайшее время выплеснуться на городские власти – прохождение ЗСД в полосе отвода железной дороги в районе Белоострова. До ДСК «Дюны» здесь будет чуть больше 10 метров. ЗСД пройдёт как раз между железной дорогой и кооперативом. Затем магистраль пересечёт реку Сестра и пройдёт прямо посередине ныне существующего посёлка Белоостров. Уже сейчас развёрнут строительный городок в районе бывшей финской пограничной станции Раяйоки прямо на старом фундаменте. Далее по восточной полосе отвода железной дороги, практически до пересечения Белоостровского шоссе с железной дорогой. В этом месте ЗСД свернёт в лес. Также стоит отметить, что только в этом году городские власти наконец привели Белоостровское шоссе в порядок, но здесь уже начали ходить тяжёлые самосвалы. Так что продержится новый асфальт, скорее всего, не очень долго.
Есть и позитив — например, возможно скорое появление в этом месте транспортных эстакад вместо железнодорожных переездов между станцией Белоостров и платформой «Дибуны». Также планируется построить автомобильный переход через пути Октябрьской железной дороги, а также пешеходный переход в Белоострове. Должны появиться такие объекты и в посёлке Песочный - в створе Советской улицы. Но эти проекты уже связаны со скорым запуском скоростного движения между Хельсинки и Петербургом. Да и делились этими планами чиновники больше между собой, чем с прессой.