Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Недвижимость Вавилов против Вавилова (фото)

Вавилов против Вавилова (фото)

1 366
images.huffingtonpost.com

Представители Общественной палаты России отреагировали на сигнал «СОС» и проинспектировали земли Павловской опытной станции. Убедившись, что вся знаменитая коллекция, собранная Николаем Вавиловым, на месте, московские гости решили, что настало время «бить во все колокола» и защитить территории опытных участков от застройки. Решение Фонда РЖС выставить эти земли на продажу инспекторы назвали «аморальным», «безнравственным» и «наносящим сильнейший удар по имиджу и авторитету России».

В Общественной палате России пожелали своими глазами убедиться в том, что коллекция растений, собирать которую начал еще Николай Вавилов, до сих пор существует. Инспекция прибыла с визитом на Павловскую опытную станцию и обошла — по тридцатиградусной жаре — участки, отведенные для плодово-ягодных и декоративных культур. «Это преступление — отдавать эти земли под застройку, - вынесла свой вердикт Надежда Школкина, член Общественной палаты РФ, курирующая агропромышленный сектор. - Особенно сейчас, когда продовольственная безопасность страны находится под угрозой». «Мы сделаем все возможное для того, чтобы спасти коллекцию», - пообещала она.

Общественная палата вплотную занялась вопросом спасения коллекции растений, которую начал собирать еще Николай Вавилов, после того, как на блоге президента России появилось коллективное письмо академиков. Ученые мужи требовали отменить постановление Фонда развития жилищного строительства о выставлении земель Павловской опытной станции на торги, поскольку, по мнению чиновников, эта земля не используется по назначению. Именно на этих двух участках находится уникальная коллекция кормовых, плодово-ягодных и декоративных растений, собирать которую коллектив станции начал еще в 1926 году.

Письмо академиков осталось без ответа. «Больше всего меня в этой истории удивило то, что на обращение академиков отреагировали только мы, - призналась корреспонденту «Фонтанки» Школкина. - Такое впечатление, что всем остальным нет до происходящего никакого дела».

«Так и есть, - согласился с ней директор Павловской опытной станции Федор Михович. - Все наши письма, все наши обращения падают в пустоту». «Я несколько раз просил приехать сюда вице-премьера Виктора Зубкова — нет ответа, полпред президента Илья Клебанов собирался проверить территорию — уже полтора месяца прошло, все собирается. Пишу письма — мне приходят отписки: участок у вас забирают по закону».

Закон, на основании которого у станции отнимают участки, звучит просто — потому, что так решили. Как объясняет Михович, в 1995 году земли, принадлежащие Всероссийскому институту растениеводства (в состав которого входит и Павловская станция) были поделены между Петербургом и федерацией. Из 495 га территории ВИРа два участка — 19 га и 71 га — отошли в собственность России, и теперь именно на них и претендует Фонд развития жилищного строительства (РЖС) как на федеральную собственность, которую он имеет право изъять в любой момент. Но именно на этих участках расположено 99% коллекции растений — кормовые культуры на меньшем из них и плодово-ягодные и декоративные растения на большем.

Извещение с требованием освободить территорию руководство ВИРа получило 11 января 2010 года. «Нам дали на переезд три месяца, - рассказывает заведующий отделом плодов-ягодных культур Павловской станции Артем Сорокин. - Но это было невозможно — процесс пересадки займет не меньше 10-15 лет. Вначале мы берем черенок, потом выращиваем растение. Но это — генетический материал, и, значит, новый экземпляр надо обязательно проверить на соответствие исходному. То есть, дождаться пока растение начнет плодоносить, потом проверить плоды. И только убедившись в полной идентичности, можно уничтожать старый образец». Если учесть, что в коллекции плодово-ягодных культур 5745 образцов, и большая часть из них — многолетние растения, то процесс переноса растянется как минимум на полвека.

Более того - переносить растения просто некуда. Никакой земли взамен изымаемой Павловской станции не предоставляют. «Нам говорят — у вас есть целых 495 га, куда вам больше, - возмущается Сорокин - А все остальные земли у нас непригодны - почвы глинистые и близко подходят грунтовые воды. Мы пытались разбить на них сады, но растения не живут больше 5-10 лет. Эти участки — единственные, где коллекция может перенести любые погодные условия — мы даже в сорокаградусные морозы не потеряли ни одного образца. На других участках таких условий добиться не получится. Не зря же Вавилов выбрал именно эту территорию».

План спорных земель

«Мы пытались объяснить, что растения перенести без ущерба для коллекции да еще в такие сроки просто невозможно, - рассказывает Михович. - А нам ответили, что у нас здесь ничего не растет. Одна трава». «Речь шла о том участке, который занят кормовыми культурами, - поясняет он. - И вот мне непонятно, а что на нем должно быть, кроме травы? Мамонты там должны бегать, что ли?!» «Если мы используем территорию не по назначению, значит — никакой коллекции нет, и все разговоры о ней ложь, - вторит ему директор ВИРа Николай Дзюбенко. - Но тогда получается, что я на протяжении многих лет обманываю и наше государство, и все мировое научное сообщество. Так давайте, судите меня за фальсификацию, но этого же не происходит!»

Ситуация усугубляется тем, что с юридической точки зрения коллекция действительно не существует. «В мире не разработаны методики оценки ботанических коллекций, - разводит руками Михович. - Поэтому в суде нам заявляют: раз вы не можете оценить стоимость и зарегистрировать коллекцию в КУГИ, как объект недвижимости, то ее нет». Правда, на участках находится 23 объекта недвижимости, принадлежащей Павловской станции — сарай для ядохимикатов и другие хозяйственные постройки того же типа. «Но с ними происходит интересная история — в письме петербургского ТУ Росимущества говорится, что из документов реестрового дела невозможно установить однозначно принадлежность здания к объектам недвижимости и его расположение на земельном участке, - объясняет директор станции. - Вот как такое может быть? Но Фонд РЖС на основании этого ответа делает вывод, что эти здания находятся вне пределов земельных участков».

Письмо из управления Росимущества по СПб

Впрочем, после того, как ВИР обнародовал акт проверки использования земель - ее проводил в июле 2009 года все тот же Фонд РЖС — стало очевидно: сейчас остаются не занятыми только 12% территории, эти участки предназначены под резерв. Остальные 78% действительно занимает коллекция растений. События приняли немного иную окраску.

14 июля в эфире радиостанции «Эхо Москвы» выступил заместитель руководителя департамента земельных ресурсов фонда РЖС Андрей Вавилов — по иронии судьбы однофамилец основателя коллекции - и сообщил, что действует Фонд в соответствии с законом и просьбой самого ВИРа. «В Фонде имеется информация о том, что Павловская опытная станция ходатайствовала перед руководством Россельхозакадемии о том, чтобы Россельхозакадемия в свою очередь обратилась в адрес администрации Петербурга с просьбой включить данный земельный участок в перечень первоочередных мероприятий по реализации Генерального плана, то есть по освоению этих участков с целью жилищного строительства. Соответственно, возникает резонный вопрос, если 3 года назад речь не шла ни о какой коллекции, почему сейчас появилась эта ситуация», - заявил он.

По словам Вавилова-однофамильца, с инициативой о рассмотрении данных земельных участков в Фонд РЖС обратилась администрация Петербурга, которая указала на то, что данные земельные участки находятся на территории, перспективной для жилищного строительства. И территория Генпланом, правилами землепользования и застройки города Петербурга отведена к зоне жилой малоэтажной застройки. В связи с чем, администрация Петербурга предложила рассмотреть их фонду в первоочередном порядке. Каким образом администрация Петербурга может рекомендовать федеральной структуре, как та должна распоряжаться своей собственностью, Вавилов не пояснил. Не сообщил он и о том, кто именно из представителей Смольного обратился в Москву с этой идеей.

Судебное разбирательство по участку площадью 71 га состоится 11 августа. Судебный процесс по участку площадью 19 га проигран во всех инстанциях, и 23 сентября первый участок с коллекцией будет выставлен на торги. За право аренды на пять лет Фонд РЖС назначил стартовую цену 98 миллионов 683 тысячи 400рублей. Ни о каком социальном жилье на этой территории речи не идет — инвестору вменяется возвести здесь малоэтажную коттеджную застройку, причем дома должны быть отделены друг от друга значительными площадями озелененных территорий.

Справка:

Основная цель Павловской опытной станции ВИР — сохранение и изучение собранного в коллекции разнообразия плодовых и ягодных культур для последующего использования в решении задач обеспечения продовольственной и биоресурсной безопасности мира в условиях изменения климата.
Формирование коллекции началось в 1926 году. Значительная ее часть создана на основе местных стародавних сортов России, Сибири и Дальнего Востока, часть из них уже не существуют в природе и сохраняется только на территории Павловской опытной станции.

До наших дней сохранилось более 70% коллекции — несмотря на суровые зимы начала сороковых годов и временную оккупацию Павловска в 1941-1944 годах.

Коллекция растений, начало которой положил Николай Вавилов, считается крупнейшей в мире и причислена к мировому достоянию. В 2009 г., учитывая исключительное значение Вавиловской коллекции, ФАО ООН обратилась к правительству РФ с просьбой присоединить ее к глобальной сети генных банков для решения проблем мировой продовольственной безопасности.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях