«Жена опять собирается в Париж». Эта фраза никак не отражает факт поездки за бугор. С точки зрения формальной логики первого курса юридического факультета, она значит лишь одно: жена несколько раз в Париж собиралась. Так и с нашей разведкой - СВР постоянно собирается разведывать, но получается хреново. Потому что разведки нет.
«Жена опять собирается в Париж». Эта фраза никак не отражает факт поездки за бугор. С точки зрения формальной логики первого курса юридического факультета, она значит лишь одно: жена несколько раз в Париж собиралась. Так и с нашей разведкой - СВР постоянно собирается разведывать, но получается хреново. Потому что разведки нет.
Вернее, в Ясеневе под Москвой есть штаб-квартира. В штабе - инфраструктура целого города. Только эта реальность, созданная когда-то советской империей, всего лишь виртуальная, данная нам в мифологии.
Все мировые и российские СМИ рассказали, что арестованные в США российские нелегалы жили не тужили, кому-то что-то передавали, а ФБР долгие годы не могло понять, зачем это Кремлю надо. Какие-то девочки, какие-то домохозяйки, какие-то журналисты собирали хлам, не интересный даже Интернету, и, «скользя по мокрому карнизу под покровом ночи», перебрасывали несекретные материалы по каналам связи. Притом по каналам еще более допотопным, чем были у радистки Кэт. Об этом ярко говорили сотрудники ФБР, в ведущих американских шоу давали интервью штатовские государственные мужи. При этом хохоча и по-доброму, по-отечески ерничая.
Невзирая на глубокомысленное молчание нашего правительства, западные журналисты разложили по косточкам все имена, биографии, места жительства, телефоны, карьеры родителей всех этих наших сверхзаконспирированных мат и харь.
Отечественные репортеры тоже не скрывали смеха.
В результате выяснилось, что все эти нелегалы - дочери и сыновья наших сотрудников разведки и контрразведки. Но штатных, действующих и трудящихся в РФ.
Так вот. Эта история о том, что кто что охраняет, тот это и имеет. Так уж в России заведено - сын царя (он же принц) должен стать царем. Сын генерала - генералом, а сын главы государственной корпорации - талантливым, мощным топ-менеджером и миллионером (минимум). И куда, скажите, сотруднику службы внешней разведки податься? Вот они и пристраивают своих чад в шпионы. Во-первых, звание, оклад, командировочные, загранпоездки за бюджет. Во-вторых, язык подучат. В-третьих, гордый статус, ореол на всю жизнь. И, наконец, безопасно, так как делать ничего не надо, потому как делать ничего не умеем, да к тому же в секретах родина не нуждается.
И еще одна философская мотивация. Как в известном рок-тексте: «Наши дети ругаются матом, нас самих почти не осталось».
Не осталось ничего. У нас все похоже на «жигули»: «жигули» вроде и прибор, способный перемещаться в пространстве, а не автомобиль. Промышленность в стране гудит, но даже на бездомном нет ни одной тряпки, сделанной в России. На каждом столе стоит пепельница, но ни одной пепельницы мы произвести не можем.
При таком изобилии не понятно, что делать с секретами. Предположим, я кладу на стол сверхсекретные чертежи концерна «Дженерал моторс». И как они помогут «жигулям»?
Отсюда вывод: класть мы хотели на все их секреты - у России собственная гордость, на буржуев смотрим свысока.
Это раньше секса в СССР не было. А сегодня есть секс, матрешки, водка, автомат Калашникова. Мало? Зато прикольно.
Вот ФБР и помучилось пяток лет, мозгуя: «Что и зачем профнепригодные гламурные шпионы-дети собираются стырить?»
А когда их осенило и они узнали самую главную нашу военную тайну - «в РФ СВР нет», то задержали и нам передали тут же: «Да заберите вы их, ради бога. А нам, чтобы церемониал поддержать, подкиньте ваших изменников родины от науки. С одной стороны, они ничего нам рассказать не могут, так как схемы «жигулей» нам без надобности. С другой, хоть из тюряги бедолаг вытащим. Все богоугодное дело».
И всё, как в той же песне: «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы сниматься в кино».
В кино снялись. Это правда. С разведкой - нереально.
С «жигулями» решить вопрос можно. Для этого требуется много мощных бульдозеров, чтобы снести цеха в Тольятти, и тот же концерн «Дженерал моторс», что построит там нормальный завод.
В принципе, то же самое можно сделать и с разведкой. Причем без бульдозеров. Отзываем всех детей, жен, любовниц. Приглашаем специалистов «оттуда», набираем молодежь не по блату и забрасываем нелегалов вновь. Но адекватных, которых не захотят при аресте так быстро отдавать. А мы бы за их освобождение долго и гордо боролись. Как в фильме «Мертвый сезон».
Евгений Вышенков,
заместитель директора АЖУРа