На сцене Михайловского театра прошел балетный спектакль, осуществленный силами лучших танцовщиков Мариинки и организованный Санкт-Петербургским театральным центром на Коломенской. Он включал в себя дивертисмент из шести дуэтов и премьеру, балет «Quatro» (то есть «Четыре», «Четверо» или «Квартет»), поставленный словенским хореографом Эдвардом Клюгом.
Музыку словенского же композитора Милко Лазара прямо на сцене исполняли Людмила Свешникова (фортепиано) и Наталия Байкова (виолончель), обе – тоже из Мариинки. Идея проекта принадлежит двум ведущим танцовщикам мариинской сцены: Денису Матвиенко и Леониду Сарафанову. Похоже, мы не ошиблись, отметив на недавнем бенефисе Сарафанова дух творческой солидарности. Напомним – речь шла о том, что бенефициант включил в свою программу балет с двумя, а не одной главными мужскими партиями, и демократично выступил в паре с Денисом Матвиенко. Та же тема – не соперничества, но товарищества, здоровой мужской дружбы – прослеживалась и в новом проекте. Он явно замешан на энтузиазме единомышленников. Вся группа его участников (их девять) – что-то вроде того «Молодого балета», который в 20-х годах прошлого века соткался внутри Мариинского театра, с юным Баланчиным во главе: тогда академические танцовщики рванулись на поиски новых форм и новой пластики. Только там была студийность и бедность – сами шили себе костюмы и сами раскрашивали (по эскизам Дмитриева – к слову, соратника Мейерхольда), а гонорары брали селедкой и дровами. А здесь всё благополучно и респектабельно, и в зале гламурная публика. Впрочем, она оказалась на редкость непосредственной: принималась хлопать в такт фуэте и чуть ли не ура кричать.
Коротко о дивертисменте. Он был составлен элегантно: два классических дуэта («Корсар», «Дон-Кихот»), два неоклассических (Баланчин и Гзовский) и два современных (Ратманский и Смекалин). Причем в старых добрых балетах артисты устроили состязание в виртуозности, расцветив канву прыжков блестящими фиоритурами, а в классике ХХ века были корректны – всё как надо.
Пользуясь случаем, скажу о «Расставании» Юрия Смекалина. Эта миниатюра – пожалуй, лучшая из его постановок (с большими опусами не сравнить). Простой и ясный сюжет (драма разрыва) выражен динамичной и экспрессивной хореографией, плюс остроумный театральный ход: в начале простая табуретка – метафора уз (двое тесно сидят на ней), повороты вокруг табуретки служат для перемены солирующего героя: у каждого свой монолог, своя правда; в финале – табуретка пуста, герой падает рядом.
Новый балет «Quatro», ради которого всё и было затеяно, исполняли две пары: Денис и Анастасия Матвиенко и Леонид Сарафанов с Олесей Новиковой. Основная его идея, как сообщает программка, – эмоции и взаимоотношения между людьми. Эмоции оказались весьма депрессивны, отношения мучительны. Музыка композитора Лазара полна отрешенного сомнамбулического напряжения, хореография нанизана на ее размеренные ритмы. Какие уж тут взаимоотношения – всё говорит об их невозможности. Персонажи словно в психологическом ступоре, под пеленой аутизма. Это она разрывается тревожно-мнительным поиском контакта. Человек в пустоте, во тьме; психологические коллизии намечаются и растворяются, дуэты не приводят к единению, а то, что можно принять за объятия, переходит в то, что можно принять за насилие. Прикосновения превращаются в нервное слепое ощупывание, а теплый жест – рука, положенная на плечо или на макушку партнера, – вызывает у того кинетический коллапс: тело внезапно обрушивается в глубокое «плие» (приседание) и так остается.
Порой тела словно двигаются сами, не подчиняясь своим обладателям – так в старинных балетах изображали кукол. Порой героев поражает внезапный судорожный тремор. Шаги в прострации, безвольно опрокинутые тела, поддержки за шею, накрененные вертикали – человек заточён в темнице собственных болезненных видений. Этот квартет – ансамбль разобщенности. Но вот парадокс: никакого тяжелого чувства балет не оставляет, наоборот – торжествует позитивное и даже радостное ощущение молодости. Идея мрачна, но дух творческого подъема исполнителей живее и сильней темных красок. А хореографически балет «Quatro» красив и исполнен здорово: рисунок заострен, центры тяжести выверенно смещены, ритмические перебои выразительны. Язык Эдварда Клюга оказался и интересен, и близок нашим танцовщикам. Кстати, обе балерины неожиданно выглядят здесь органичнее и даже безусловней, чем в классике.
Правда, создается впечатление, что балетмейстер более чем внимательно изучил Ратманского – во всяком случае, тот самый «Средний дуэт», что был показан в первом акте. Сходство есть – в самом хореографическом принципе. Остается лишь удивиться, почему такой свежий, полный энергии и творческого горения спектакль артистов Мариинки был поставлен вне их театра.
Инна Скляревская
«Фонтанка.ру»
Фото: Наташа Разина/ пресс-служба Мариинского театра
О других театральных событиях в Петербурге читайте в рубрике «Театры»