В Куйбышевском суде Петербурга завершился процесс по редкому для следственной и судебной практики делу. Женщину-следователя судили за помощь «подопечному». Последний раз казус подобного рода приключился в Петербурге 15 лет назад: тогда криминальный авторитет Сергей Мадуев (Червонец) «очаровал» прокуроршу, которая принесла ему в следственный изолятор наган. Эта история стала известна всей стране, благодаря фильму «Тюремный роман».
Журналисты, скопившиеся перед залом, подсудимую в лицо не знали. И когда в коридоре Куйбышевского суда появилась молодая блондинка в брючном костюме, привлекающая яркой, броской красотой, никто и не предполагал, что это — героиня дня. Однако бывший следователь Главного следственного управления ГУВД Петербурга и Ленинградской области Яна Антонова выдала себя: проходя мимо камер, она закрыла лицо руками.
В ожидании оглашения приговора женщина сидела со спокойным лицом, нервическую напряженность выдавал слегка подрагивающий носок туфли. Операторам, нацелившим на нее камеры, Антонова заявила: «Если мое лицо будет мелькать на экране, я буду подавать в суд». Ее мать, Светлана Антонова, увидев вошедших в зал приставов, испугалась и, обращаясь к дочери, негромко воскликнула: «Ой, охрана… это за тобой». И тут прозвенел звонок, объявивший о выходе судьи Куйбышевского суда Юлии Трофимовой.
История, которая привела женщину на скамью подсудимых, произошла в начале 2009 года. Тогда майор юстиции и следователь по особо важным делам Яна Антонова, входя в состав следственной группы, занималась делом некоего Михаила Бирюкова. С этим мужчиной, уже ранее судимым, она познакомилась в 2003 году. Во время новой встречи Бирюков обвинялся в разбойном нападении. И, что примечательно, сама Антонова ходатайствовала перед судом об его аресте. Свою просьбу следователь мотивировала тем, что обвиняемый может скрыться от следствия и воздействовать на свидетелей. Ходатайство майора юстиции было удовлетворено, и Бирюкова поместили в следственный изолятор №4. Как впоследствии было установлено, после новой встречи следователь и арестант возобновили знакомство. Развитию их отношений не помешали даже тюремные стены: они общались по телефону, Антонова приходила к Бирюкову в СИЗО. Обвиняемый жаловался на свою нелегкую долю: он болен, а ему не оказывают необходимую помощь, из-за конфликта с сотрудниками изолятора его регулярно помещают в карцер.
И тогда произошло то, из-за чего собственно следователь, положительно характеризующаяся по службе, предстала перед судом. По версии следствия, Антонова подделала документы об этапировании Бирюкова в следственный изолятор Маловишерского района. На тот момент изолятор находился на ремонте, соответственно, спецконтингент был распределен по другим учреждениям уголовно-исполнительной системы.
Днем 24 февраля 2009 года в сопровождении двух оперативников майор юстиции прибыла в изолятор №4, откуда под предлогом проведения следственных действий забрала Михаила Бирюкова. Затем женщина отпустила оперативников, а сама отправилась вместе с арестантом на квартиру на проспекте Мориса Тереза, которую подготовил знакомый Бирюкова, и осталась там. На следующий день следователь отправилась на работу, а обвиняемый оказался предоставлен самому себе. Своей свободой он пользовался недолго, но со вкусом: выпивал, посещал различные заведения. И даже умудрился пройти курс детоксикации от наркотической зависимости в НИИ Гриппа.
Как удалось подследственному заставить опытного юриста совершить такой шаг, остается загадкой. Ни в одном документе уголовного дела нет фразы «о великой любви» между Бирюковым и Антоновой. Возможно, что следователь просто-напросто пожалела арестанта, а он воспользовался ее добрым отношением. Отметим, что Куйбышевский суд в качестве мотива действий Яны Антоновой указывает «иную личную заинтересованность».
Так или иначе через некоторое время майор юстиции попыталась вернуть Бирюкова в изолятор, но он сбежал от нее. Тогда женщина пришла в Выборгское РУВД, где, представившись, попросила помочь ей задержать сбежавшего арестанта. Оперативники, прибывшие 1 марта вместе с ней на квартиру, увидели спящего во хмелю мужчину. И «тепленьким» доставили в изолятор.
Поступок стоил Яне Антоновой карьеры. Уже в марте она была уволена со службы, в отношении женщины возбудили уголовное дело: ей предъявили обвинение в превышении должностных полномочий и служебном подлоге. Бывший следователь настаивала на своей невиновности. Мол, документы, на основании которых Бирюков был извлечен из СИЗО, не являются официальными, а значит, состав преступления в ее действиях отсутствует. С другой стороны, дама сама признавала фактические обстоятельства дела.
В приговоре Куйбышевского суда особо отмечено, что действия подсудимой дискредитировали и подрывали авторитет власти в глазах общества. Преступления, совершенные бывшим следователем, имеют высокую общественную опасность, а исправление женщины возможно только в условиях изоляции от общества — посчитала Фемида. В итоге Куйбышевский суд признал Яну Антонову виновной в инкриминируемых ей преступлениях и приговорил к 1 году и 8 месяцам колонии-поселения.
Весь приговор женщина выслушала спокойно. Больше эмоций было на лице ее матери. Светлана Антонова вообще считает процесс в отношении своей дочери показательным. «Ни одного довода в защиту моей дочери в приговоре не прозвучало, - раскритиковала судебный акт мать и добавила, обращаясь к журналистам, - вы же знаете, сейчас идут гонения на сотрудников милиции. Устроили показательный процесс!»
Эта история напомнила о другой, происшедшей в Петербурге 15 лет назад и прогремевшей, благодаря фильму «Тюремный роман», на всю страну. В 1995 году в Северной столице арестовали Сергея Мадуева, обвинявшегося по нескольким статьям уголовного кодекса – разбои, грабежи, бандитизм, убийства и покушения на убийство. Во время следствия, находясь в знаменитом изоляторе «Кресты», мужчина познакомился со следователем прокуратуры Натальей Воронцовой. По его просьбе женщина передала ему наган, но сбежать Мадуеву не удалось: он был разоружен и задержан. Впоследствии Мадуев был приговорен к расстрелу, но наказание из-за моратория на смертную казнь было заменено на пожизненное лишение свободы. А Наталья Воронцова была приговорена к 7 годам тюрьмы.
Алексей Михайлов, Фонтанка.ру