Трагическая новость пришла вечером 20 ноября. Как сообщил сайт радиокомпании "Маяк", в Москве от инфаркта скончался известный всему Петербургу шоумен, актер, радиоведущий Роман Трахтенберг. Роману стало плохо во время эфира на радио, но врачи не успели ему помочь. Для многих в Петербурге Трахтенберг был и останется лицом крайне неоднозначного, несомненно яркого явления конца 90х – кабаре «грязных эстетов» «Хали-Гали».
У Романа Трахтенберга инфаркт случился прямо во время эфира на радио «Маяк». Ведущему вызвали врачей, но скорая помощь не помогла. Роман Львович скончался в медицинской машине.
«После того как стало известно о смерти Романа, мне уже час звонят самые разные люди. Кто-то из них работал вместе с Романом, кто-то просто ходил на его шоу в «Хали-Гали». Роман уже давно уехал в Москву, но, как очевидно, остался дорогим и любимым человеком для петербуржцев. Он был по-настоящему молодым человеком, хотя жизнь у него не получилась такой уж счастливой. Например, очень много его наработок я в последнее время вижу в Comedy Club. И, насколько мне известно, сам Роман к этому не имел никакого отношения. Может быть, его инфаркт совсем не в последнюю очередь случился и из-за этого», - сказал «Фонтанке» ресторатор Игорь Мельцер, открывший в 1997-м году скандальный ресторан-кабаре.
Роман Трахтенберг родился в Ленинграде в семье медиков. После школы он поступил на филологический факультет Ленинградского университета, однако бросил учебу и в 1987 году пошел в армию. Отслужив, продолжил обучение в Ленинградском институте культуры имени Крупской на факультете режиссуры театрализованных форм досуга.
С 1997 года - арт-директор, режиссер и конферансье питерского кабаре "Хали-Гали". Это кабаре стало одним из ярких, неодзнозначных пластов культуры в Петербурге 90-х. Выходец из семьи интеллигентов предстал в «Хали-Гали» в роли звезды эпатажа. «В шальные 90-е люди зарабатывали по-разному. Я впервые увидел Романа именно в «Хали-Гали», где он в окружении не слишком одетых женщин и садо-мазо-атрибутики заставлял публику валиться с ног от смеха. Он был очень смешным человеком, по-настоящему смешным. Редкий случай в России. Может быть, в тот период времени его можно сравнить только с Дмитрием Нагиевым и командой «Радио Модерн». Более молодой Сергей Шнуров уже позже, как мне кажется, начал работать в той же жесткой берлинской эстетике, но в 97-м это было откровением. Люди съезжались в бывшую столовую на Черной речке со всего города, и даже из Москвы потекли караваны, чтобы посмотреть на Трахтенберга. В какой-то момент для москвичей он стал таким же символом Петербурга, как корюшка», - вспомнил в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» историк, документалист Лев Лурье.
«Вы знаете, что Пятый канал закрывается... Признаюсь, что сейчас я думаю над программой для другого канала. И до последних дней я все собирался позвонить Роману, чтобы как-то задействовать его в нашем проекте. Он казался мне таким ярко петербургским… Кстати, мне кажется, что то, что нам показывали со сцены - это лишь удачная маска», - заметил Лурье.
«Возможно, Роман внутренне и был очень тонким и ранимым человеком, но его стиль жизни, который мы видели со стороны, не слишком расходился с образом на сцене. Хотя у нас был принцип не лезть в личную жизнь наших сотрудников», - не совсем согласился с ним Игорь Мельцер.
После «Хали-Гали» в жизни и карьере Трахтенберга было много проектов. Авторская программа на «Европе плюс», «Муз-ТВ», «Русском радио». Работа в кино – от откровенной порнографии до озвучания мультфильмов. Но для тех, кто родился в Ленинграде на рубеже 60-х и 70-х - клуб грязных эстетов на Черной речке и Роман Трахтенберг это одно и то же.
Алексей Владимирский, "Фонтанка.ру"