В Доме офицеров прошли своеобразные дни открытых дверей. Здесь принимали жалобы военнослужащих и их родственников на нелегкую солдатскую жизнь. За два дня пришло несколько десятков людей, хотя на самом деле жалобщиков должно было быть больше. Возможно, некоторые, не веря в эффективность подобных обращений, просто решили никуда не ходить. Но, скорее, дело в другом — об акции знали немногие.
Принимали жалобы представители приемной Уполномоченного по правам человека и Управления по работе с обращениями граждан Министерства обороны. «Работаем уже второй день. Цель нашей выездной приемной — встретиться с военнослужащими и членами их семей, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» начальник управления по работе с обращениями с граждан Министерства обороны РФ Игорь Машин. - Такие комиссии министерство совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека проводит уже 6 лет. Мы ездим в отдаленные гарнизоны, например, в Казахстане, Белоруссии, на Дальнем Востоке. Действуем из принципа: если человек не может приехать в Москву, то Москва приедет к нему».
На вопрос, каким образом общественность была проинформирована о такой встрече, Машин ответил: «Мы разместили информацию о выездной комиссии в газете Ленинградского военного округа "На страже Родины", более того, эта информация давалась в интернет. Цели и график работы нашей комиссии освещались заранее, и все желающие, у которых есть необходимость решить тот или иной вопрос, узнали об этом».
Среди 14 человек, которые ожидали своей участи у дверей комиссии, корреспондент «Фонтанки» обнаружил только одного жалобщика, который узнал о приемной из газеты. Кроме того, представителю нашей редакции довелось стать свидетелем такого разговора:
- А вы как узнали? - спрашивает одна пожилая женщина у другой.
- Да мне подруга сказала, а ей ее знакомая.
- Нет, ну могли же нормально сообщить о том, что такая-то приемная там-то принимает. Все не как у людей, - возмущалась женщина в конце очереди.
Чтобы попасть в заветную комнату, нужно было отстоять очередь на запись, ответить на некоторые вопросы (например: с какой проблемой обращаетесь и куда прислать ответ на жалобу). В первой половине дня людей, желающих лично пожаловаться комиссии, было не так уж и много, поэтому, чтобы получить номерок, требовалось не так уж и много времени - на одного человека уходило по 3-5 минут.
После процедуры анкетирования - очередь в саму приемную, и сколько ждать у этих дверей - уже не известно. «Каждому посетителю мы отводим столько времени, сколько требуется», - говорит Игорь Машин.
Своей работой в комиссии довольны. «Вот вчера приняли более 30 человек, работали даже без обеда и встретились со всеми, кто пришел, - рассказывает Машин, - и, надо отметить, что по целому ряду вопросов уже сегодня приняты меры. Например, одна вдова офицера обратилась к нам с жалобой на то, что ей не выплачивают пенсию. Мы связались с финансовым управлением, и, можно сказать, что на сегодняшний день ее права защищены. Она же обратилась к нам с просьбой обеспечить ее жильем, и сегодня мы приняли решение предоставить ей его. Мы стараемся принимать решение на месте, если это возможно. Те проблемы, которые невозможно разрешить здесь и сейчас и которые требуют определенного вмешательства, мы отправляем в Москву».
«Например, - добавляет начальник отдела защиты прав военнослужащих и членов их семей аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Георгий Поспеловский, - к нам обратились граждане с такой проблемой: они получили жилье в домах, которые до сих пор не сданы в эксплуатацию. Получается, что людям даже негде прописаться, то есть сейчас они лишены даже элементарного медицинского обслуживания. Причем такие нарушения прав человека, на мой взгляд, сегодня уже стали массовыми. Вот эти жалобы (показывает три толстые папки с бумагами) мы увезем в Москву, где их рассмотрят и проанализируют. Так что будем реагировать на такие просьбы путем обращения к высшим должностным лицам государства».
«Спектр вопросов, которые мы помогаем разрешать, самый разнообразный, - объясняет Игорь Машин. - Начиная с денежных выплат, заканчивая жилищным вопросом. В общем, в основном проблемы социального характера. Могу сказать, что общая оценка соблюдения прав человека в Ленинградском округе лучше и выше, чем в других округах. Но самая главная проблема для всех округов — это жилье. Сами понимаете, если у военнослужащего прикрыт тыл, то есть у него и у его семьи есть жилье, служит он хорошо. А эту проблему не решили ни при советской власти, ни при демократической».
Два дня приемная работает в Петербурге, а завтра чиновники планируют посетить поселок Каменка в Ленобласти. Тем, кто не успел попасть на прием, представители комиссии посоветовали следующее: «Те, кто не смогли прийти к нам, могут обратиться с письменным обращением в адрес министра обороны или Уполномоченного по правам человека, или в Генеральную военную прокуратуру. Все обращения будут зарегистрированы, и каждому заявителю сообщат, куда его письмо перенаправлено». Эффективность от такой переписки, надо полагать, будет на порядок меньше, чем от личного приема.
Валерия Петрова,
«Фонтанка.Ру»