В лидеры июльского проката не только в России, но и во всем мире уверенно вышел фильм Питера Берга «Хэнкок» - весьма оригинальное прочтение жанра супергеройского кино. Хэнкок (Уилл Смит), конечно, супермен, но, как бы помягче выразиться, нестандартный. Летать умеет, да. И врагов может раскидать одной левой. И убить его нельзя. Однако на этом геройство заканчивается. Без бутылки у Хэнкока ни один подвиг не обходится.
В перерывах между запоями и спасением мира он дремлет на скамеечке, а пытающихся разбудить его обывателей посылает куда подальше. Народ ему не то что не рукоплещет - на дух не переносит. Все вокруг требуют избавить общество от супермена, который если кого и спасает, то сопровождает подвиг такими разрушениями, что лучше бы пил на скамеечке. Надо остановить опасных преступников — разносит половину Лос-Анджелеса. Надо спасти кита — швыряет громадину в море и топит белоснежный парусник. Все у него не слава богу. Как и у пиарщика Рея (Джейсон Бейтман), что пытается впарить фармацевтическим компаниям идею бесплатно раздавать лекарства. Два лузера в один прекрасный день встречаются: Рей застревает на железнодорожных путях, Хэнкок его спасает, естественно, с многочисленными жертвами. И тут пиарщику приходит в голову гениальная мысль: сделать ребрендинг супермена. Для начала Рей отправляет приятеля в тюрьму, чтобы обыватели поняли: им не прожить без Хэнкока. И, конечно, обучает оборванца хорошим манерам.
Попытки «очеловечить» супермена кинематографисты предпринимали давно. То Бэтмена в кого-нибудь влюбят и заставят мучаться рефлексией, то начнут акцентировать внимание на том, что Человек-паук — вполне офисный планктон... В последнее время идея, что супермены тоже люди, созрела. Недавний «Халк» вызвал восторги публики уже одним тем, что когда зеленый монстр превращался в тихого ученого, у того сваливались штаны.
Но все эти восторги напрочь забываешь после первого же крупного плана небритой хари горе-супермена в «Хэнкоке». Хотя и тут нужен вкус и чувство меры — чтобы, увлекшись очеловечиванием, не забыть про сюжет, актерскую работу и прочее…
Всего этого в «Хэнкоке» хватает сполна: сюжет, и правда, отличный. Хотя и написан порой откровенно пародийно, но присутствуют детали, выдающие в сценаристе Винсе Гиллигане интеллектуала. Скажем, Хэнкок хранит как реликвию билетик на «Франкенштейна», который нашли у него в кармане много лет назад, когда он потерял память и обрел сверхъестественные способности. А уж сюжетная загогулина во второй половине фильма (не будем раскрывать интригу!) и вовсе вызывает восхищение.
Но ничего у Берга не получилось бы с созданием супермена с человеческим лицом, если бы не исполнитель главной роли. Уилл Смит просто на высоте — иначе не скажешь. Трудно поверить, что это - тот же актер, который лет десять назад прыгал голым по прериям в «Диком, диком Западе». С тех пор Смит, конечно, развивался, но оставался в рамках эдакой героической клоунады (даже в картине «Я — легенда»). А в «Хэнкоке» дошел до совершенно непостижимых простым смертным высот этой самой клоунады: с одной-единственной кислой миной Смит играет битый час, и это ничуть не надоедает.
И все же Берг создает весь свой фильм не просто на одном-единственном очеловечивании. «Хэнкок» - звено в цепи превращения «низкого» жанра, не требующего от режиссера, оператора и актеров чего-то особенного, в высокий — требующий виртуозного владения техникой и столь же виртуозного понимания того, в какой момент зритель будет рыдать, в какой — смеяться, а в какой — вцепится в ручки кресел и подавится попкорном…
Иван Чувиляев,
Фонтанка.ру
«Хэнкок» без бутыли подвиги не совершает
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ