Имеющие законные основания для освобождения от службы молодые люди не могут быть привлечены к уголовной ответственности, даже если они показательно игнорируют повестки и вызовы военных комиссаров. Жертвы дедовщины вправе дезертировать, а резервисты вообще не могут быть осуждены. Такой «подарок» военному командованию в начале призывной кампании преподнес Верховный Суд России.
По мнению специалистов высшей судебной инстанции, служители Фемиды в основном правильно применяют закон при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от военной или альтернативной гражданской службы. Но в специальном обзоре «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» Верховный Суд России разъяснил почти 30 спорных вопросов. Большинство ответов можно трактовать в пользу не желающих служить или отдавать своих детей в армию россиян.
Закон против захвата
С принятием разъяснений обвинению и военкомам будет нелегко привлечь уклониста к уголовной ответственности. Если не доказан умысел – максимум административный штраф в 500 рублей.
А посадить уклониста на скамью подсудимых еще сложнее. Во-первых, повестка должна быть вручена призывнику законным способом - то есть под расписку. Правда, отказ от получения повестки также считается преступлением, но это еще надо будет доказать.
Во-вторых, у получившего грозное приглашение призывника не должно быть уважительных причин для неявки в военкомат. А Верховный Суд России предлагает очень широкий спектр таких причин, например – тяжелое состояние здоровья родителей или ребенка, жены, бабушки или дедушки, братьев или сестер, участие в похоронах и даже «иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина».
А главное – у призывника не должно быть законных прав на отсрочку или освобождение, то есть он должен быть полностью годным к военной службе. Как показывает практика, призывные комиссии прилагают все усилия дабы не давать молодым людям их законных прав. Именно это и побуждает многих из них «убегать» от армии, а не решать вопрос в установленном законом порядке. К тому же сами военкоматы и милиция практикуют далеко не правовые методы призыва – облавы, походы по квартирам и т.д. «Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву ... суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления» – указывает Верховный Суд России.
Правда, «убегать» призывникам надо вовремя: после фактической отправки из военного комиссариата субъекта Федерации к месту прохождения военной службы призыв считается завершенным, и молодые люди приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования они считаются дезертирами.
Дезертир поневоле
В ряде случаев суд оправдывает и побег и из эшелона, и из воинской части. В самом Уголовном кодексе РФ прописано, что дезертиры могут быть освобождены от ответственности, если бежали «вследствие стечения тяжелых обстоятельств».
И опять же Верховный Суд России предлагает широкое толкование оного понятия: «Под стечением тяжелых обстоятельств следует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление». В контексте упоминаются и «неуставные действия». Нет вины призванных служить и в случае самозащиты: оправдывается «самовольное оставление части вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье».
То есть обидели – беги. Но не домой, а в ближайшие милицию или прокуратуру. Так как по истечении «тяжелых обстоятельств» военнослужащий должен вернуться (или обратиться в уполномоченные органы). К тому же призывает и сама военная прокуратура – только за последние три месяца 2007 года в правоохранительные органы добровольно явились более 1300 военнослужащих, ранее самовольно оставивших воинские части.
Неприкасаемый запас
Нельзя судить за уклонение от призыва и уволенных в запас. «После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности» – разъяснил Верховный Суд России. Столь очевидный вывод петербургские военкомы игнорируют.
Но вот со сроками давности (по указанным преступлениям он составляет два года) призывникам не стоит шутить. По закону течение срока давности приостанавливается в случае уклонения лица от следствия или суда, а возобновляется только с момента задержания или явки с повинной. Поэтому лучше не уклоняться, иначе бегать придется всю жизнь – пока не поймают.
В военкоматах пока не готовы прокомментировать разъяснения Верховного Суда, так как этот документ до них еще не дошел.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
В кросс от военкомата включился Верховный Суд
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ