Аршавины, Кержаковы и другие звезды российского спорта являются объектом налогообложения, поэтому с выручки от продажи игроков спортивные клубы должны платить налоги – так можно трактовать решение Высшего Арбитражного Суда России, который вчера рассмотрел претензии налоговиков к тюменскому «Нефтехимику».
Теперь, получая так называемый трансфертный платеж от другого клуба, «владелец игрока» обязан будет отдать в бюджет почти четверть прибыли. Первым в схватке с налоговиками пал татарский хоккейный клуб «Нефтехимик». Суд признал законным решение налоговой инспекции о взыскании с него более 1,5 миллиона рублей налогов, пени и санкций.
Спортивное рабство
С одной стороны формально никто не может запретить работнику, в том числе спортсмену, уволиться из одной организации (спортивного клуба) и заключить договор с другой. Любые попытки удержать работника будут расценены как нарушение трудового законодательства. С другой, специальный федеральный закон – «О физической культуре и спорте» – устанавливает, что если переход спортсмена в другую физкультурно-спортивную организацию происходит до истечения срока контракта или невыполнения предусмотренных им обязательств, такой переход возможен только по взаимному согласию спортивных клубов. О выкупе нет ни слова.
Однако спортивные организации диктуют свои условия. Например, в конце прошлого года Российский футбольный союз (РФС) утвердил новую редакцию Регламента по статусу и переходам (трансферу) футболистов. РФС не может запретить заключать трудовые договора в обход оных правил, но этот футболист просто не сможет выйти на поле. Причем согласие прежнего клуба требуется, даже если срок контракта уже истек. Спортивные законы порой суровее государевых.
По регламенту при переходе футболиста-профессионала из одного профессионального клуба в другой, между этими клубами заключается трансферный контракт об условиях перехода футболиста. Его правовую природу не может понять никто: договором купли-продажи или уступки прав такой контракт не является (хотя в Регламенте говорит о некой «аренде» игроков – это слово юристы РФС заключили в кавычки). Нельзя говорить и о продаже прав на игрока. Однако даже после увольнения футболист не имеет право поступить на работу в другой клуб, пока предыдущий не получит назначенный «выкуп» – компенсацию за подготовку и совершенствование мастерства. Любое нарушение этого положения влечет применение соответствующих санкций. Аналогичные правила действуют и в других видах спорта.
В хоккей играют настоящие мужчины
Но соблюдение спортивного регламента не освобождает клубы от обязанности платить налоги и от не менее жестких санкций фискальных органов. Налоговая инспекция Нижнекамска (Татарстан) признала доходы от продажи игрока хоккейным клубом «Нефтехимик» обычной выручкой и потребовала заплатить НДС, налог на прибыль, пени и штраф.
Вчера дело было рассмотрено Президиумом Высшего Арбитражного Суда России. Он принял половинчатое решение: поскольку продажа игрока не является реализацией товара, НДС платить не надо. С другой, «выкуп» образует так называемый внереализационный доход. К нему, по мнению судьи-докладчика Надежды Вышняк, относятся любые поступления, кроме особо указанных в Налоговом кодексе РФ. А значит, с этой суммы надо платить налог на прибыль в общеустановленном порядке.
Пока сложно сказать, чем новая налоговая политика грозит клубам. Если они будут четко следовать рекомендациям того же РФС, то налоговое бремя не увеличится. Ведь в регламенте говорится, что «передающий клуб» получает компенсацию вложенных в спортсмена средств. То есть в трансферный контракт надо включать не «рыночную стоимость» игрока, а только экономически обоснованные затраты на его подготовку – командировки, тренировки и т.п. И если эти расходы будут доказаны, то прибыль и налог с нее окажется равной нулю. Если же клуб «завысит планку», то есть решит сделать на игроке бизнес, то придется раскошелиться и отдать часть дохода в бюджет.
Павел Нетупский, специально для Фонтанки.ру
Спортсменов обложили… налогом
Написать комментарий
ПО ТЕМЕ